Традиционный подход к усилителям с мощностью более 10 Вт
Традиционным методом увеличения выходной мощности усилителя является использование более мощных ламп, таких как, например,
типа EL34 фирмы Milliard или даже типа GEC KT88. Другим подходом к проблеме является использование режима работы усилителя
в классе АВ. Использование этих методов позволяет получить выходные мощности 50 Вт при использовании пары ламп типа EL34
компании Mullard, или типа GEC KJ66, либо даже 100 Вт мощности при использовании пары ламп типа GEC К.Т88. Единственным способом
получения еще более высокой выходной мощности останется использование мощных генераторных ламп, предназначенных для радиопередатчиков
с их зачастую «заоблачной» стоимостью.
Применение мощных генераторных ламп имеет свои сложности:
• передающие мощные лампы имеют всегда непропорционально высокую стоимость;
• для них необходимы очень высокие анодные напряжения, следовательно, конденсаторы
сглаживающего фильтра будут тоже очень дороги, а высоковольтный источник питания будет представлять повышенную опасность;
• эквивалентные выходные сопротивления генераторных ламп, как правило, очень
большие, что серьезно усложняет проблему создания выходного трансформатора с хорошими характеристиками;
• применение мощных генераторных ламп требует довольно большой мощности возбуждения
на их управляющих сетках, и для задания рабочего режима часто необходимо использовать дополнительную мощную лампу, создавая
добавочный предусилительный каскад.
К счастью существуют некоторые способы преодоления указанных проблем.
Пиковая музыкальная мощность: распущенность и ложь производителей
В конце 60-х — начале 70-х годов прошлого столетия было изготовлено некоторое количество низкочастотных усилителей довольно
непритязательного вида с применением транзисторов. По сравнению с ламповыми монстрами транзисторные усилители были миниатюрными,
легкими, но качество воспроизведения звука у них не было лучше (по правде говоря, воспроизведение у большинства из них было
даже хуже, чем некуда). Но перед производителями стояла задача заставить потребителя раскупать их. Единственное, что могли
с успехом делать ранние модели транзисторных усилителей, так это обеспечивать очень мощный выходной сигнал, так началась
конкуренция за все большую выходную мощность.
Для создания действительно мощного усилителя необходим большой и мощный источник питания, но это дорогостоящий путь.
В настоящее время современная музыка большей частью имеет только весьма непродолжительные по длительности пики (атаки), а
никто сейчас и не слушает ничего другого (во всяком случае, те, чье мнение можно принимать всерьез). Поэтому усилители начали
проектировать так, чтобы они смогли развивать большую выходную мощность, но только на очень непродолжительном отрезке времени.
Это позволило показателям мощности возрасти еще больше и положить начало новому термину,
так называемой «музыкальной мощности».
Как правило, максимум выходной мощности измеряется с уровнем искажений 10%, или с началом ограничения (точки, в которой
у сигнала синусоидальной формы начинается ограничиваться амплитуда, или, иначе говоря, «срезаться» вершина), и частотой
импульсов сигнала (атак) 1 кГц, возбуждающего один канал, работающий на чисто резистивную нагрузку. В соответствии с таким
определением проще просто переделать усилитель, имеющий мощность 20 Вт и посредственный по своим характеристикам источник
питания, в модель с мощностью в 50 Вт. А если после этого удвоить выходную мощность, считая на два канала усиления, то можно
запросто получить усилитель с мощностью 100 Вт.
В приведенных выше аргументах были использованы, по крайней мере, четыре ложных довода, но это ничто по сравнению с возмутительными
претензиями, заявленными производителями компьютерных звуковоспроизводящих систем. В одном из недавних случаев приводился
пример акустики, содержащий низкочастотный громкоговоритель, размером с большой каравай хлеба, и пару сателитных громкоговорителей
размерами с небольшую буханку каждый, который имел заявленную мощность 800 Вт пиковой музыкальной выходной мощности (РМРО)
и все удовольствие предлагалось за каких-то 23 фунта стерлингов! (В данном случае аббревиатуру РМРО гораздо правильнее было
бы расшифровать, как существующую лишь в воображении музыкальную мощность.)
Эффект «сжатия» мощности громкоговорителя
Возможность создания качественной акустической системы может быть достаточно реальной. Однако, всегда нужно помнить,
что КПД громкоговорителей как правило
невысок. Малоэффективные громкоговорители зачастую страдают от «сжатия» мощности, — эффекта заключающегося в том, что
сопротивление звуковой катушки возрастает с увеличением температуры и снижает чувствительность, и длящегося до тех пор,
пока катушка не остынет. Чем выше КПД громкоговорителя, тем он менее чувствителен к этому эффекту.
|