Самым лучшим способом улучшить характеристики любого линейного каскада является простое избавление от такого каскада.
Ранее уже указывалось, что идеальным теоретическим значением для чувствительности усилителя мощности является значение
2 В среднеквадратического значения, а так как эта величина является также максимально возможным значением выходного напряжения
стандартного плеера компакт-дисков, то эти оба значения оказываются идеально взаимосогласованными. Все линейные каскады ухудшают
качество звучания, поэтому возникает естественный вопрос, нельзя ли освободиться от дорогостоящего промежуточного звена
и подать сигнал непосредственно от источника на усилитель мощности. При этом необходимо будет только добавить блок управления
громкостью и переключатель входов в схему усилителя мощности, чтобы обеспечить те же самые возможности, что и рассмотренные
ранее, но с гораздо более высоким качеством.
Качество современных компакт-дисков весьма высокое, поэтому максимальные значения могут находиться в пределах 1 дБ относительно
перепада уровней логического (дискретного) сигнала, однако для более ранних изделий запас «по потолку» для предельного значения
может составлять уже от 3 до 4 дБ. Следовательно, могло бы оказаться полезным увеличить чувствительность усилителя мощности
на 3 дБ, то есть с 2 В среднеквадратического значения до 1,4 В среднеквадратического значения с тем, чтобы быть уверенным,
что и для более ранних компакт-дисков можно будет использовать все преимущества от максимально возможной выходной мощности
усилителя.
Таким образом, усилитель мощности оказывается идеально согласованным с таким источником сигнала, как компакт-диски. Однако,
возникает вопрос, а как будет обстоять дело и с другими источниками аудиосигналов, как аналоговыми, так и цифровыми?
• DAB (плата сбора данных), DAT (цифровая аудио кассета, лента цифровой звукозаписи),
DVD (цифровой универсальный диск), MD (мини-диск) и т. д.; все эти источники цифрового сигнала имеют выход,
рассчитанный на напряжение 2 В среднеквадратического значения, либо при их воспроизведении используются внешний цифро-аналоговый
преобразователь, который обеспечивает напряжение сигнала 2 В среднеквадратического значения, поэтому проблем не возникает.
• Аналоговая магнитная лента с размером '/4 дюйма (для катушечных
магнитофонов). Если стоимость ленты не является препятствием, то в таком случае приобретение профессионального оборудования
просто не обсуждается. Обеспечивается уровень +8 дБ относительно уровня 0 дБ = 2 В среднеквадратического значения, поэтому
не возникает никаких осложнений. Выпускаемый промышленностью стандартный магнитофон Studer A80 имеет действительно великолепный
лентопротяжный механизм, но чуть не дотягивающую до такого же уровня великолепия электронику звукового тракта. В настоящее
время уровень цен делает приобретение такого оборудования вполне доступным, что позволяет рассматривать его в качестве потенциального
кандидата для переделки под ламповый вариант. Головки магнитофона марки Studer требуют перемещения до положения, пока плоскость,
проходящая через лицевые поверхности, не выйдет за пределы 3 мм, а тонвал двигателя лентопротяжного механизма не перестанет
быть блестящим. Любые механические переделки является дорогостоящим предприятием, поэтому не стоит становиться кандидатом
на безрассудные поступки, даже при покупке вещи по сходной цене.
• Аналоговые кассеты. Несмотря на бесконечно длящиеся усилия компании Nakamichi,
кассеты все-таки не отвечают стандарту высокой точности воспроизведения Hi-Fi, поэтому вряд ли возникнет желание использовать
усилитель на полной выходной мощности из-за опасения услышать весь шум, присущий магнитофонной ленте.
• Кассетный видеомагнитофон «с высоким качеством воспроизведения Hi-Fi». Это
не совсем соответствует истине. Аудиозапись стандарта «Hi-Fi» выполняется с использованием частотно-модулированных носителей
и видеоголовок роторного типа магнитофона. К сожалению, переключение головок вызывает в ответ мгновенное изменение фазы частотно-модулированного
сигнала носителя, которое демодулируется в виде шумового выброса. Для снижения этих выбросов, которые наблюдаются на частоте
50 Гц (стандарт PAL — построчное изменение фазы, частота смены полей (полукадров) 50 Гц), либо на частоте 60 Гц (стандарт
NTSC — Национального комитета по телевизионным стандартам, частота смены полей (полукадров) 60 Гц), используются достаточно
мощные средства снижения уровня шума, но они не в состоянии полностью устранить их. Поэтому в качестве совета можно рекомендовать
записать классический концерт, воспроизвести его с реальным уровнем громкости и проверить полученный результат на самом себе.
Как и в предыдущем случае, наврядли возникнет желание использовать усилитель на полной мощности с подобным источником сигнала.
• Стандарт звукового сопровождения телевещания NICAM TV (воспроизведение
стереозвука и звука в формате Dolby Surround). Хотя он и ограничен динамическим диапазоном, равным примерно 81 дБ, потенциально
звуковое сопровождение представляет достаточно хороший источник сигнала. К сожалению, большинство моделей телевизионных
тюнеров (блоков настройки) и кассетных видеомагнитофонов оснащены достаточно посредственными по своим характеристикам цифро-аналоговыми
преобразователями, что приводит к дополнительным шумам. По этой причине не каждый захочет получить максимально возможную
выходную мощность с использованием данного источника аудиосигнала. В некоторых более ранних моделях телевизионных тюнеров,
таких, например, как совершенно превосходный Arcam D150, использовались фильтры с избыточной дискретизацией, которые кодировали
данные в виде потока данных SPDIF, который затем мог быть направлен во внешний цифро-аналоговый преобразователь.
• Аналоговые радиостанции диапазона УКВ (ОВЧ) с ЧМ (FM) модуляцией потенциально
являются достаточно неплохими источниками сигнала при условии, что распространители сигнала могут быть убеждены общественностью
в необходимости не насаждать силком системы Optimod (к сожалению, большинство не могут). Многие тюнеры имеют очень слабый
выходной аудиосигнал, одним из худшим является Leak Throuhline. Выходом из положения является модернизация декодера, либо
тюнера.
• Грампластинки. Возможно, они уже и не используются, поэтому проблема как
бы не существует. Большинство блоков частотной коррекции RIAA не могут обеспечить сигнал 2 В среднеквадратического значения
при максимальном усилении, и поэтому многие разработчики стараются исключить их вовсе.
|