Хотя данный факт, как правило, игнорируется, сопротивление проводов тонарма звукоснимателя может оказаться чрезвычайно
важным параметром, особенно в тех случаях, когда подвижная катушка его головки обладает низким выходным сопротивлением согласуется
с использованием трансформатора, так как переходная характеристика трансформатора в значительной мере определяется сопротивлением
источника тока.
Автор измерил величину сопротивления микропровода длиной 5 м, использующегося в тонарме его проигрывателя, и обнаружил,
что погонное сопротивление составляет 0,45 Ом/м. Поэтому, для стандартного тонарма, имеющего размер порядка 229 мм, будет
необходим провод длиной 600 мм для каждого канала (петля к головке и обратно), сопротивление которого в итоге составит 0,27
Ом. Один метр витой пары серебряного провода с диаметром 0,7 мм, проложенного от основания тонарма до предусилителя, добавит
еще 0,12 Ом, обеспечивая полное сопротивление цепи звукоснимателя 0,39 Ом. Сейчас достаточно популярны различные модификации
проводов, используемых для цепи звукоснимателя, поэтому иногда ряд производителей с целью уменьшения количества соединений
в цепи использует цельный микропровод, проходящий внутри тонарма, для соединения звукоснимателя с входными клеммами предусилителя.
Длина такого проводника в 600 мм является типичной, следовательно, сопротивление цепи возрастает до 0,81 Ом. Для оценки полученной
цифры следует отметить, что для подвижной катушки головки звукоснимателя уже упоминавшегося проигрывателя фирмы Ortofon
Quattro указанное в паспорте сопротивление составляет 3 Ом.
Значительные амплитуды колебаний на высоких частотах приводят к высоким значениям ускорений для кончика воспроизводящей
иглы. С целью снижения нагрузок, возникающих на звуковой дорожке грампластинки при вертикальных перемещениях иглы (сила
по закону Ньютона F = та) производители звукоснимателей борются за снижение массы иглы. Наиболее эффективным
способом снижения массы иглы является использование меньшего по размеру алмаза, хотя для игл и так используются самые мелкие
алмазы, что делает гораздо сложнее задачу их крепления в процессе огранки и шлифования. Однако немаловажным обстоятельством
является и масса катушки в головке с подвижной катушкой, поэтому эффективным способом снижения массы также оказывается уменьшение
диаметра используемого провода. К сожалению, производители звукоснимателей не всегда доводят до потребителей техническую
информацию, касающуюся совершенствования производимой ими продукции, поэтому сопротивление катушки, измеряемое на постоянном
токе, может оказаться выше, чем указанное в технической документации. Недавно автор при измерении
сопротивления на постоянном токе для звукоснимателя, имеющего заявленное номинальное значение сопротивления 6 Ом, получил
величину 10,5 Ом.
Идеальной точкой для измерения сопротивления по постоянному току звукоснимателя является входная клемма предусилителя,
так как при этом учитывается сопротивление проводов тонарма. Тончайший провод звуковой катушки головки звукоснимателя может
быть поврежден при прохождении по нему больших токов, поэтому автор предварительно замерил ток измерительного прибора при
использовании нижних пределов измерения сопротивлений и установил, что ток составляет 0,1 мА, достаточно маленькое значение,
которое не вызовет повреждений катушки звукоснимателя. Чтобы не было сомнений, следует также изучить паспорт измерительного
прибора и запомнить значение максимального тока, который будет протекать в цепи при измерениях на пределе, предназначенном
для самых меньших значений сопротивления (а именно такой предел необходимо будет использовать).
Проблемы разработки блока частотной коррекции (пассивного эквалайзера) RIAA
Если в усилителе мощности камнем преткновения чаще всего оказывается фазоинверсный каскад, то для предусилителя ахиллесовой
пятой, без всяких сомнений, оказывается блок частотной коррекции (пассивный эквалайзер) проигрывателя грампластинок, соответствующий
стандарту RIAA.
Данный блок должен одновременно удовлетворять огромному количеству взаимоисключающих требований, поэтому его расчет и
исполнение переполнены всевозможными проблемами.
При рассмотрении усилителей мощности для получения необходимого результата, прежде всего, внимание было уделено классическим
схемам и тем подходам, которые были в них использованы. К сожалению, классической схемы блока частотной коррекции не существует,
их диапазон простирается от вполне посредственных по своим качествам, до вполне незамысловатых.
Такое положение вещей не всегда определялось недостаточной компетентностью участи проектировщиков существующих систем.
В их распоряжении были компоненты худшего качества, они не использовали стабилизированные высоковольтные источники питания,
как это принято делать сейчас. Более того, основным фактором зачастую становилось просто отсутствие потребности разрабатывать
действительно высококлассные проигрыватели грампластинок из-за того, что сигнал, поступающий с проигрывателя, не отличался
высоким качеством. Долгоиграющая пластинка считалась источником сигнала весьма посредственного качества, для которого требовались
фильтры нижних частот на уровне 8 кГц для снижения помех, вносимых пылинками и треском. Поразительно, но факт, — всегда
существовали и были доступны проигрыватели и звукосниматели действительно высокого качества, но, более чем посредственные,
механические, либо акустические свойства подавляющего большинства звукоснимателей и конструкций в целом создавали положение,
при котором инженеры-электронщики оказались вне зоны критики.
|