Среди массы огромного народонаселения Земли есть люди в систему ценностей, которых входит, казалось бы, бессмысленное времяпровождение, а именно,
получение удовольствия от прослушивания музыки. И в свою очередь среди любителей музыки встречаются люди, которые способны получать
удовольствие от нее во всех проявлениях, условиях, при любом качестве звука. Обычно их называют меломанами. Но есть еще одна категория
истинных любителей музыки с повышенными требованиями к качеству звука, этакие аудио гурманы. Люди, как люди, единственное, что они требуют в
контексте данной темы, так это высокой верности воспроизведения музыки. Соответственно это подразумевает использование высококачественных
записей музыкальных произведений и звукового тракта высокой верности звучания, традиционного называемого Hi-Fi или Hi-End. Данный сайт
адресован именно этим, увлеченным хорошим звуком, людям.
Сам по себе круг вопросов, связанных с построением бытового звуковоспроизводящего тракта класса Hi-Fi или Hi-End,
чрезвычайно обширен. И за множеством глобальных вопросов :), наподобие, "какую акустику приобрести", "какой CD-проигрыватель в данной ценовой
категории наилучший", теряются другие аспекты достижения того самого, искомого, качественного звука. Именно лес частных вопросов связанных с
первичным выбором компонентов тракта закрывает от многих людей простую истину - любой звуковоспроизводящий тракт является системой. Именно
системой. А любая система, как известно, представляет собой нечто большее, чем ее компоненты рассматриваемые по отдельности. И понимание
того, а что же в эту систему входит, является еще одной проблемой.
Попробуем разобраться с этой ситуацией. На мой взгляд, в бытовой звуковоспроизводящий тракт должна быть включены:
В реальной жизни по многим причинам на такой тракт смотрят упрощенно и напрочь выбрасывают из рассмотрения: носитель
музыкальной информации, межблочный соединительный кабель, акустический кабель, помещение прослушивания и самого слушателя. Относительно
качества записи звукового материала на звуковом носителе, наверное, и не стоит говорить. Очевидно, что именно качество записи определяет
максимальное достижимое качество звука, т.е. теоретический предел, который может быть достигнут при конкретном прослушивании. Выводы
очевидны, если желаете хорошего звука, то позаботьтесь и о качественных записях. Это в той же мере касается непосредственно и устройства
воспроизведения (источника сигнала). Далее сигнал посредством передачи межблочным соединительным кабелем поступает на вход усилительного
устройства, которое (не вдаваясь в детали) усиливает его до уровня необходимого для управления акустическими системами. При этом
электрический сигнал, поступающий на АС передается по акустическому кабелю. А свою очередь АС излучают акустические колебания в пространство
помещения прослушивания. Звуковая картина воспринимаемая слушателем в точке прослушивания складывается из прямого излучения АС и звуковых волн
отраженных от всех поверхностей помещения прослушивания. И в свою очередь слушатель в соответствии с индивидуальными особенностями его
слухового аппарата и восприятия слышит конечный результат. Давайте внимательно посмотрим на эту цепочку. Достаточно очевидно, что
музыкальный сигнал проходя по ней никак не может достигнуть слушателя в том первоначальной качестве, как он был записан, т.к. претерпевает на
своем пути различные преобразования (вид представления, усиление). А каждое подобное преобразование не является идеальным и, следовательно,
на этом пути происходит деградация музыки. Разработчики компонентов звукового тракта учитывают и минимизируют лишь часть возможных искажений
сигнала и то, только в пределах одного устройства, компонента тракта. Взаимодействие устройств подразумевается правильным, если соблюдены
соотношения выходного сопротивления источника сигнала и входного сопротивления приемника сигнала, при соблюдении уровней сигналов
установленных конкретным видом соединения (интерфейса). Данные оптимальные соотношения далеко не всегда соблюдаются производителями
аппаратуры. И если ситуация на участке источник сигнала – усилитель еще относительно благополучна, то в связке усилитель – АС все совсем плохо.
Это связано в первую очередь с тем, что заявляемый в технических характеристиках, тем или иным производителем, импенданс АС имеет очень
отдаленное отношение к действительности, т.к. имеет широкий разброс значений в звуковой полосе частот. Но при этом производители бодро
заявляют в технических характеристиках усилителей какие-то конкретные значения различных искажений полученных в стерильных условиях, на
эквиваленте нагрузки. Как далеко это от истины. Параметры усилителя в значительной мере зависят от его способности работать на нагрузку причем
не только резистивного, но и индуктивного и емкостного характера. Далее идут сами АС, параметры которых измерены опять же не в реальных
условиях (что и не возможно), а в стерильных условиях безэховой камеры.
Получается, что звуковой тракт нельзя рассматривать, как абстрактные блоки, в которых музыкальный сигнал странствует в
направлении слушателя, претерпевая ту или иную деградацию на своем пути, и эта деградация определяется лишь уровнем собственных искажений каждого
элемента тракта в отдельности. Добавляется согласование компонентов тракта между собой. Причем такая связь наблюдается не только на участках
источник-приемник. Существует еще и обратная связь, выражающаяся во влиянии акустических колебаний, создаваемых АС, на функционирование
электрических и механических узлов других компонентов тракта. Кроме того, каждое электронное устройство порождает свои специфические ЭМ
излучения, которые влияют другие компоненты тракта. Помимо этого, есть еще и помехи, поступающие через бытовую электрическую сеть, а также
несоответствие качества электроэнергии стандарту (220В, 50Гц, синус).
Все вышеописанные проблемы могут быть решены в какой-то мере разработчиками компонентов тракта. Но чем ближе компоненты
тракта будут приближаться к идеальному уровню, тем более бескомпромиссные технические решения потребуются, не говоря уже о
стоимости готовых изделий.
Если посмотреть на проблемы с другой стороны то становится очевидным, что производители фактически не заинтересованы в
достижении максимально возможных с точки зрения высококачественного звука параметров своей аппаратуры (в рамках существующих стандартов на
форматы звукозаписи и звуковоспроизведения). Их основная цель состоит в формировании такого модельного ряда аппаратуры, который позволит извлечь
им максимальную прибыль в соответствии с их моделью ведения бизнеса. Если оглянуться назад то можно констатировать, что никто из
производителей промышленного сектора (не “самодельщиков”), не и попытался сделать доступным своим потребителям весь потенциал записи,
заложенный в виниловых пластинках, CD-Audio дисках. То же самое происходит и со стандартами DVD, DVD-A, SAD. На данную нишу
рынка претендуют производители, т.н. Hi-End оборудования. Только непонятно, почему реализация заложенных в
стандарты характеристик стоит тех несуразных сумм денег, которые просят за подобное оборудование. Причем тенденция такова, что в оборудовании
низшей и средней ценовой категории упор сделан на второстепенные вещи, а именно на функциональности. Учитывая стоимость этой категории
аппаратуры, становится понятным, что основные затраты были направлены, отнюдь, не на реализацию основной функции устройства. Грустно господа.
Ну что ж вернемся в нашим баранам. Разговор то начинался с кабелей. Почему о них ни слова? Извините, оставил на
десерт. Что по сути делает кабель – он позволяет осуществить электрическое соединение выходов источника сигнала со входами приемника
сигнала. По сути, оконечная сторона кабеля (заканчивающая разъемом) и есть выход источника сигнала. Поэтому я в своей практике рассматриваю
кабели только в парах, например, проигрыватель CD-аудио дисков – межблочный (межкомпонентный) кабель, усилитель – акустический
кабель. Т.е. кабели являются внешними продолжениями выходов устройств. Вы можете спросить, при чем тут вообще кабели? А при том, что они
являются средой передачи сигнала. Любая среда передачи сигнала не является идеальной, и тем или иным образом оказывает влияние на сам
сигнал, вызывая его искажения, в нашем случае деградацию звука. Безусловно, существует мнение, что вносимые кабелями искажения в
электрические сигналы (в контексте разговора) настолько малы, что не могут быть замечены слушателем. Это мнение обычно подкрепляется
выкладками из различных курсов физики, основанных на рассмотрении модели идеального проводника. Недостатком такой модели является допущение
идеальности проводника, что очень далеко от жизни. Это блестяще продемонстрировал в своей
работе директор Audio Research Lab Essex University профессор Malcolm O. Hawksford. А еще, как минимум, на сигнал, проходящий по
кабелю, оказывают влияние такие явления, как эффекта диэлектрической абсорбции, скин-эффект, индуктивность, емкость кабеля, контактные
переходы проводник-припой-разъем, разъем-разъем. По отдельности данные эффекты могут оказывать весьма малое влияние, но суммарно может
возникнуть, так называемый, “суперэффект”. И кроме этого нет никаких гарантий, что в этом перечислении учтены все эффекты, влияющие на
сигнал, что и порождает системный эффект. Ведь кабель, как готовое изделие, является системой, а не идеальным проводником помещенном в
вакууме. Не претендую на истинное понимание причин, по которым нам приходится учитывать влияние кабелей на звук. Пусть этим занимаются
более подготовленные люди.
Для
нас главное помнить о том, что любой коммутационный кабель, примененный в составе аудио тракта, вызывает ту или иную деградацию электрического
сигнала звуковых частот. Именно поэтому качеству кабеля нужно уделять самое пристальное внимание. Какой смысл в прекрасном источнике сигнала,
если все достоинства будут нивелированы до уровня посредственной аппаратуры плохим межблочным кабелем. Что толку от хорошего усилителя,
если усиленный им сигнал будет изуродован дрянным акустическим кабелем. Т.е. все время нужно помнить, что звук, обеспечиваемый
звуковоспроизводящим трактом, как системой, будет определяться его самым слабым звеном. Именно этот принцип должен быть поставлен во
главу решения задачи построения аудиотракта высокой верности звучания. Из него следует, что не нужно зацикливаться на каком-то одном компоненте
тракта, т.к. совершенствование его параметров до теоретически идеального уровня, все равно будет ограничено влиянием на звук самого слабого звена
тракта. Применительно к кабелям этот вопрос можно рассматривать в том ключе, что использование кабелей максимально возможного качества будет
гарантировать, что при совершенствовании тракта не нужно будет возвращаться к вопросу их подбора и замены многократно. Естественным
сдерживающим фактором в данном вопросе являются просто заоблачные цены на кабели высокого класса промышленного производства в секторе бытового
аудио. Сложно понять, почему цены на приличные кабели зачастую сопоставимы или даже превышают стоимость активных компонентов тракта,
достигая величины от нескольких сотен до нескольких тысяч долларов. Эти недоступные для многих ценителей музыки цены вкупе с раздражающей
навязчивой рекламой часто вызывают чувство отторжения, и являются причиной поисков путей совершенствования звучания за счет какого-либо
одного или нескольких активных компонентов тракта, а счастья все нет. Получается, что ищут там, где светлее, а надо бы везде. :) Подобный
подход к построению тракта, зацикленность на отдельных частных вопросах, опора на неполные знания, догматизм породила большое количество
скептиков в вопросе применения высококачественных кабелей в составе звукового тракта высокой верности звучания. Достаточно ознакомиться с
одной из дискуссий, связанных с этим вопросом, в которой участвовал автор этих строк, чтобы понять аргументацию скептиков.
Одним из возражений скептиков против использования высококачественных кабелей промышленного изготовления являются утверждения, что достаточно
самому изготовить интересующие нас соединители использовав широкую номенклатуру кабелей производимых фирмами, ориентированными на сектор
профессионального, студийного оборудования (Canare, Cordial, Klotz, Proel, Horizon, Belden, Mogami, Sommer Cable, Tasker, Gotham, Bespeco). На
первый взгляд трудно возразить. Я сам когда-то рассуждал аналогичным образом. Но как говорится, все познается в сравнении. Не могу сказать,
что кабели студийного сектора плохи, я думаю, что недостаточно хороши. Скажем так, если Вас устраивает влияние на звук лучших образцов кабелей
бытового назначения в ценовой категории до 100-120$, то смело можете самостоятельно изготовить себе межблочный кабель из широкой номенклатуры
топовых моделей студийных микрофонных или инструментальных кабелей, благо их достаточно продается в нарезку в компаниях торгующих
музыкальным, профессиональным, студийным аудио оборудованием. При этом Ваши расходы с учетом цены разъемов, навряд ли, превысят 20-30$.
Я рассматриваю вышеупомянутые студийные кабели, как пройденный этап, по крайней мере, для себя. На сегодняшний день меня не устраивает их вклад
в звук обеспечиваемый трактом в целом по сравнению с наилучшими моделями аудиофильских кабелей, которые в свою очередь не устраивают меня ввиду
своей неоправданно высокой цены. Это противоречие я устранил, занявшись поиском конструкций межблочного кабеля, которые возможно самостоятельно
изготовить при не слишком больших затратах. На этом пути я пришел к конструкции кабеля, которая сочетает в себе определенную топологию, тип
проводника, способы его обработки, материал изолятора. По ходу пришлось отказаться от экранирования, т.к. эта мера повышения помехозащищенности
отрицательно сказывается на звуке. Думаю, что в бытовых условиях и длине кабеля до 1м это вполне допустимо. По крайней мере, ни у меня, ни у
людей использующих межблочные кабели изготовленные по моей методике таких проблем не возникало. Единственно, что экран приходится применять
в случае использования данных кабелей при подключении проигрывателей виниловых дисков, что обусловлено очень низким уровнем сигнала
обеспечиваемого магнитными звукоснимателями.
|