Содержание

Общие сведения,
классификация
Устройство и работа диода
Устройство и работа триода
Электронная эмиссия
Термоэлектронные катоды
Особенности устройства
электронных ламп
Физические процессы
Закон степени трех вторых
Анодная характеристика
Параметры
Рабочий режим. Применение
диода для выпрямления
переменного тока
Основные типы
Физические процессы
Токораспределение
Действующее напряжение и
закон степени трех вторых
Характеристики
Параметры
Особенности
Усилительный каскад с
триодом
Параметры усилительного
каскада
Аналитический расчет и
эквивалентные схемы
усилительного каскада
Графоаналитический расчет
режима усиления
Генератор с триодом
Межэлектродные емкости
Каскады с общей сеткой и
общим анодом
Недостатки триодов
Основные типы приемно-
усилительных триодов
Устройство и работа тетрода
Устройство и работа пентода
Схемы включения тетродов
и пентодов
Характеристики тетродов
и пентодов
Параметры тетродов и
пентодов
Межэлектродные емкости
тетродов и пентодов
Устройство и работа
лучевого тетрода
Характеристики и параметры
лучевого тетрода
Рабочий режим тетродов
и пентодов
Пентоды переменной
крутизны
Краткие сведения о
различных типах
тетродов и пентодов
Специальные лампы
Общие сведения
Электростатические
электронно-лучевые трубки
Магнитные электронно-
лучевые трубки
Люминесцентный экран
Краткие сведения о
различных электронно-
лучевых трубках
Электрический разряд
в газах
Тлеющий разряд
Стабилитроны
Тиратроны тлеющего разряда
Индикаторные приборы
Дисплеи
Краткие сведения о
различных газоразрядных
приборах
Фотоэлектронная эмиссия
Электровакуумные
фотоэлементы
Фотоэлектронные умножители
Причины собственных шумов
Шумовые параметры
Межэлектродные емкости
и индуктивности выводов
Инерция электронов
Наведенные токи в
цепях электродов
Входное сопротивление
и потери энергии
Импульсный режим
Основные типы электронных
ламп для СВЧ
Общие сведения
Пролетный клистрон
Отражательный клистрон
Магнетрон
Лампы бегущей и
обратной волны
Амплитрон и карматрон
Надежность и испытание
электровакуумных приборов
Усилитель на триоде
с общим катодом
Ограничения по выбору
рабочей точки
Режим в рабочей точке
Катодное смещение
Выбор величины
сопротивления резистора
в цепи сетки
Выбор выходного
разделительного
конденсатора
Вредное влияние проходной
емкости лампы и пути
его уменьшения
Применение
экранированных ламп
Каскод (каскодная схема)
Катодный повторитель
Каскад с общим катодом
как приемник
неизменяющегося тока
Пентоды в качестве
приемников
неизменяющегося тока
Катодный повторитель
с активной нагрузкой
Катодный повторитель Уайта
μ-повторитель
Выбор верхней лампы для
μ -повторителя
Параллельно управляемый
двухламповый усилитель
(SRPP)
β-повторитель
Дифференциальная пара
(дифференциальный каскад)
Коэффициент реакции
питающего напряжения
(PSRR)
дифференциальной пары
Полупроводниковые
приемники неизменяющегося
тока для
дифференциальной пары
Использование транзисторов
в качестве активной нагрузки
для электронных ламп
Классификация искажений.
Принципы оценки линейных
искажений
Принципы измерения
нелинейных искажений
Измерение и интерпретация
искажений
Совершенствование
измерений нелинейных
гармонических искажений
Цифровая обработка сигналов
Особенности проектирования
усилителей с малыми
искажениями
Работа с сеточным током
и нелинейные искажения
Уменьшение искажений
подавлением (компенсацией)
Проблемы смещения
по постоянному току
Выбор электронной лампы по
критерию низких искажений
Проблема сопряжения одного
каскада со следующим
Усилитель класса А для
электромагнитных головных
телефонов с непосредств.
междукаскадной связью
Радиокомпоненты -
Общие сведения
Ряды стандартизованных
значений сопротивлений
Металлизированные
пленочные резисторы
Проволочные резисторы
Конденсаторы -
Общие сведения
Металлические конденсаторы
с воздушным диэлектриком
Пленочные конденсаторы,
изготовленные
металлизацией диэлектрика
Алюминиевые
электролитические
конденсаторы
Основные вопросы,
возникающие при
выборе конденсатора
Общие сведения о
катушках индуктивности
Трансформаторы -
Общие сведения
Трансформаторы.
Намагничивание и потери
Модели трансформаторов
Почему необходимо
использовать трансформаторы
Определение параметров
неизвестного трансформатора
Основные виды
источников питания
Выпрямление переменного
тока
Одиночный накопительный
конденсатор в роли
сглаживающего элемента
Влияние напряжения
пульсаций на выходное
напряжение
Насыщение сердечника
трансформатора
Критерии выбора силового
трансформатора
Источник питания со
сглаживающим дросселем
Номинальное значение
тока дросселя
Выбросы тока и
демпфирующие элементы
Использование накопительного
конденсатора для снижения
высоковольтного напряжения
Частотные характеристики
используемых на практике
LC-фильтров
Широкополосная фильтрация
Выпрямители с умножением
(умножители) напряжения
Классическая схема
последовательного
стабилизатора
Двухтранзисторная схема
последовательного
стабилизатора
Стабилизатор цепи сеточного
смещения с регулируемым
выходным напряжением
Источники питания низкого
напряжения и синфазный шум
Ламповый стабилизатор
напряжения
Способы увеличения
выходного тока стабилизатора
Коэффициент режекции
источника питания
Включение сглаживающих
конденсаторов
Перенапряжения при
включении схемы
Составление предварительной
схемы блока питания
Высоковольтный выпрямитель
и стабилизатор
Особенности смещения
подогревателей ламп
Схема улучшенного
источника питания
Рабочий режим
Увеличение максимально
допустимого Vrrm
Выходной каскад класса А
с несимметричным выходом
Особенности акустических
систем
Неидеальности
трансформаторов
Режимы работы усилительных
приборов. Классы усилителей
Двухтактный выходной каскад
Выходной каскад по
ультралинейной схеме
Трансформаторный катодный
повторитель
Усилители без выходного
трансформатора
Составляющие блока
усилителя мощности
Предоконечный каскад блока
усилителя мощности
Фазоинверсный каскад
Дифференциальный усилитель
или пара с катодной связью
«Согласованный»
фазоинвертор
Общие проблемы
устойчивости усилителей
Подавление первой
доминанты ВЧ составляющей
Низкочастотное
самовозбуждение усилителя
Усилитель Williamson
Усилитель Milliard 5-20
Усилитель Quad II
Выбор выходной лампы
Выбор статической рабочей
точки с учетом Pвых и КНИ
Точное определение
выходного трансформатора
Особенность выпрямление
высоковольтного напряжения
Варианты применения
стабилизатора ВВ напряжения
Требования к каскаду
предоконечного усиления
Определение рабочей точки
предоконечного каскада
Проверка работоспособности
усилителя
Пример разработки
двухтактного УМ
Оптимизация входного и
фазоинверсного каскадов
Расчет R катодного смещения
лампы и R обратной связи
Выбор элементов
оконечного каскада
Разработка усилителей
мощностью более 10 Вт
Активные кроссоверы
и схема Зобеля
Выбор лампы для
оконечного каскада
Требования к предоконечному
каскаду усиления
Источники питания и
постоянная токовая нагрузка
Второй дифференциальный
усилитель и выходной каскад
Первый дифференциальный
усилитель и линейность х-ки
Каскодная схема постоянной
токовой нагрузки
Постоянная токовая нагрузка
первого диф. каскада
Элементы, повышающие ВЧ
устойчивость. Итоговая схема
Схема источника питания
«Потомок от усилителя Beast»
Расчет уровня фонового
шума от ИП
Особенности цифрового
сигнала от компакт-диска
Требования к предусилителю
Технические требования
к линейному каскаду
Традиционный линейный
каскад
Пути достижения заданных
требований и выбор лампы
Основные проблемы
регулирования громкости
Переключаемые аттенюаторы
Расчет переключаемого
аттенюатора
Табличные вычисления для
расчета регулятора громкости
Светочувствительные
резисторы и громкость
Входной переключатель
Частотный корректор RIAA
Влияние провода
звукоснимателя
Требования к блоку
частотной коррекции
Метод частотной коррекции
стандарта RIAA
Раздельное выравнивание
характеристики RIAA
Шумы и влияние входной
емкости входного каскада
Учет собственных
шумов лампы
Улучшение шумовых
характеристик с RIAA
Расчет элементов на 75 мкс
Параметры цепей на
3180 мкс и 318 мкс
Симметричный вход и
подключение звукоснимателя
Симметричный предусилитель
Возможности исключения
линейного каскада
Вариант RIAA с исполь-
зованием лампы типа ЕС8010
Оптимизация характеристик
входного трансформатора
Анализ работы блока RIAA
Практические методы
настройки блока RIAA
Линейный каскад
О межблочных и
акустических кабелях

 

 
 

Симметричный предусилитель

Автор прекрасно осознает, что предлагаемый ниже симметричный предусилитель представляет с эволюционной точки зрения тупиковый вариант (хотя в обобщенном с философской точки зрения виде данное условие не казалось вызывающим особую тревогу в течение нескольких последних миллионов лет). Идеальной схемой могла бы являться таковая, в которой сигнал оставался бы уравновешенным на всем своем пути прохождения от симметричного звукоснимателя, или цифро-аналогового преобразователя, до двухтактного выходного каскада, но это исключало бы использование активных кроссоверов (активные кроссоверы и без того являются достаточно сложными, чтобы вдобавок пытаться делать их еще и симметричными). Тем ни менее, симметричный предусилитель выполняет огромную роль в улучшении чувствительности в том случае, если должны использоваться пассивные громкоговорители или электростатические головные телефоны вкупе с предназначенным для них усилителем. Поэтому схема была сохранена (рис. 8.30).

Входной каскад

Для того, чтобы реализовать все без исключения преимущества использования симметричной работы, в данном предусилителе был использован специально разработанный компанией Sowter Transformers of Ipswich повышающий трансформатор для звукоснимателя с подвижной катушкой имеющего сопротивление 3 Ом. Первая модификация трансформаторов типа 8055, входная обмотка которых питалась от источника, имеющего сопротивление 3 Ом, в выход представлял собой чисто активную нагрузку с сопротивлением 2,7 кОм, имела абсолютно плоскую амплитудно-частотную характеристику с отклонением ±0,1 дБ в диапазоне частот от 12 Гц до 100 кГц, тогда как ВЧ фазо-частотная характеристика имела чистую задержку ± 1° до частоты 50 кГц.

В трансформаторе 8055 имеется электростатический экран, расположенный между первичной и вторичной обмотками, в силу чего паразитные емкости первичной обмотки относительно земли были уравновешены, что приводило к идеальному ослаблению шума синфазных сигналов. В качестве иллюстрации, демонстрирующей действенность такое ослабления, автор может привести пример, когда он, установив максимальную громкость регулятором звука, прикасался к одной из игл звукоснимателя по отдельности (самый плохой из всех возможных вариантов), и при этом он не слышал звука в своих наушниках.

В первом дифференциальном каскаде используется вспомогательный транзисторный каскод, обеспечивающий постоянную токовую нагрузку, позволяющую улучшить ослабление шума синфазного сигнала. Несмотря на то, что для первого каскада в качестве элемента, задающего постоянную токовую нагрузку, могла использоваться цепь типа «кольцо из двух элементов», каждый транзистор вынужден был бы работать при очень низких значениях напряжений, что не только сделало бы цепь более чувствительной к ВЧ перегрузкам, но также привело бы к уменьшению протяженности обедненной области внутри каждого транзистора и, следовательно, увеличению выходной емкости транзистора. Эти два фактора потребовали использования дополнительного источника отрицательного напряжения, а после того, как эта досадная необходимость была принята, мог быть использован ВЧ транзистор в качестве элемента, обеспечивающего превосходную постоянную токовую нагрузку, позволяя, таким образом, с честью выйти из положения.

Схема полностью симметричного предусилителя

 

Схема полностью симметричного предусилителя

Рис. 8.30 Схема полностью симметричного предусилителя

Обмотка входного трансформатора используется для задания сеточного смещения входного дифференциального усилителя. Нагрузкой трансформатора в чистом виде является нагрузочный резистор, включенный параллельно вторичной обмотке трансформатора, причем, для более высокого качества звучания должен быть использован фольговый объемный резистор. Так как в дифференциальном усилителе используются не комбинированные лампы, а изготовленные в индивидуальном баллоне каждая, то легко подобрать согласованные пары, имеющие одинаковые значения анодных напряжений, следовательно, дополнительные меры по настройке баланса в статическом режиме не являются необходимыми.

Звукосниматель с подвижной катушкой требует два совершенно одинаковых значения сеточных напряжений смещения, причем каждая из половины требуемого значения определяется, как нагрузка звукоснимателя (рис. 8.31).

Схема сеточного смещения для симметричного входа

Рис. 8.31 Схема сеточного смещения для симметричного входа

Один момент, который не является очевидным с первого взгляда, заключается в том, что при включении звукоснимателя на два входа каскада, построенного по симметричной схеме, входные емкости ламп для звукоснимателя или трансформатора оказывается включенными последовательно, поэтому величина емкости будет составлять половину значения входной емкости одной лампы (рис. 8.32).

Снижение значения емкости Миллера со стороны звукоснимателя при симметричном включении

Рис. 8.32 Снижение значения емкости Миллера со стороны звукоснимателя при симметричном включении

Второй каскад и постоянная времени 75 тс

Для прямой, непосредственной связи первого каскада предусилителя со вторым каскадом на катоды второго каскада необходимо подавать напряжение с увеличенным значением, и кажется неизбежным использование элемента, задающего постоянную токовую нагрузку. Исключительно высокие рабочие характеристики (≈ 1 МОм || 3 пФ), простота и низкая стоимость пентода типа EF184, задающего постоянную токовую нагрузку, делают его необычайно привлекательным в этом качестве, а проблемы, связанные с увеличенным уровнем шумом пентода, выглядят на этом фоне незначительными. На частоте 20 кГц конденсатор с емкостью 3 пФ имеет реактивное сопротивление порядка 2,7 МОм, поэтому ослабление синфазного сигнала в пределах звукового диапазона частот будет в основном определяться точностью согласования режимов двух половин лампы типа Е88СС и значением паразитных емкостей.

Так как между лампами первого и второго каскада осуществляется непосредственная связь, вероятность блокирования практически отсутствует, поэтому в предусилителе становится невозможным процесс преобразования ультразвуковых импульсов (пучков), приводящий к длительной перегрузке в низкочастотном диапазоне. Помимо этого, во втором каскаде нет необходимости использовать резисторы сеточного смещения, поэтому исключаются дополнительные потери величиной 1,6 дБ, вносимые цепью с постоянной времени 75 мкс в схеме базового предусилителя. Все же это лучше, чем ничего.

Постоянная времени 75 мкс достигается симметричным режимом работы, а шунтирующий конденсатор может быть смонтирован на ламповой панели, при этом следует использовать минимальную длину соединительных выводов для минимизации паразитной емкости. Если корпуса последовательно включаемых резисторов будут расположены как можно ближе к выводам ламп, то в этом случае оказывается возможным удвоить выполняемую ими роль, используя в качестве либо ограничивающих резисторов цепи смещения, либо, подавляющих действие обратной связи. Для лучшего понимания процесса коррекции необходимо перерисовать принципиальную схему в виде двух несимметричных схем (рис. 8.33).

Пояснение действия коррекции с постоянной времени 75 мкс для симметричного режима работы

Рис. 8.33 Пояснение действия коррекции с постоянной времени 75 мкс для симметричного режима работы

Значения величин сопротивления R и емкости С рассчитываются точно так же, как и прежде, однако, следует отметить, что если сигналы уравновешены, то средняя точка добавленных в схему конденсаторов должна быть заземлена по переменной составляющей, поэтому совершенно безнаказанно можно отключить ее от земли, оставив два конденсатора включенными последовательно, А они, в свою очередь, могут быть заменены одним конденсатором, имеющим половинное значение емкости, что позволяет, в итоге, уменьшить вероятность инжектирования шума из заземляющей шины в полезный звуковой сигнал. Дополнительным преимуществом является то, что через конденсатор протекает очень маленькая составляющая тока, поэтому становится допустимым меньшее значение рабочего напряжения для используемого конденсатора.

Постоянные времени 3180 мкс и 318 мкс объединенных цепей коррекции и связанный с ними катодный повторитель

Так как объединение параметров цепей должно быть достигнуто для симметричной работы, величина емкости конденсатора должна делиться пополам, а так как на конденсаторе практически отсутствует падение постоянного напряжения, то становится значительно легче подобрать элементы, имеющие наиболее высокий класс точности. В результате симметричной работы объединенных цепей коррекции с постоянными времени 3180 мкс и 318 мкс становится необходимым использование двух катодных повторителей, что в итоге приводит к симметричному выходу блока RIAA, отвечающего за согласование проигрывателя грампластинок. Анодные напряжения Va катодных повторителей значительно ниже идеальных значений, необходимых для высокой линейности характеристик. Поэтому для исправления этой проблемы, нагрузки с постоянным значением тока были заменены резистивными нагрузками. Таким образом, фактически пентод типа EF184 вместе с панелью крепления, и с устанавливающим ток резистором, являясь весьма недорогими (правда, это не относится к случаю, когда иной простофиля готов отдать 102,5 долл. США за пару пентодов EF184, укомплектованных сетевой операционной системой Brimar и посадочным местом, соответствующим стандарту eBay) заменяют собой выходной конденсатор связи с емкостью 2,2 мкФ, а высокие значения анодных токов Ia катодных повторителей позволяют блоку частотной коррекции RIAA достаточно изящно управлять работой полупроводникового оборудования.

Линейный каскад и регулятор громкости звука

Дифференциальный усилитель с используемой в нем лампой 6ВХ7 предваряется симметричным переключаемым аттенюатором (подробности расчета и конструкции приведены ранее). Низкое значение коэффициента усиления m лампы 6ВХ7 обеспечивает минимальные значения емкости Миллера и сопротивления rа, делая возможным ее использование в линейном каскаде. Лампа 6ВХ7 требует для работы элемента, поддерживающего достаточно точное значение постоянной токовой нагрузки, так как ее низкое значение усиления, помимо всего, может привести к крайне низкому значению коэффициента ослабления синфазного сигнала.

Хотя принято считать, что симметричный режим работы практически устраняет искажения вторых гармоник, это положение будет справедливым только при условии, что в каждом плече генерируются равные по величине помехи. К сожалению, выполненные автором многочисленные исследования показали, что в самом худшем случае одна половина лампы 6ВХ7 может генерировать помехи, четырехкратно превышающие уровень помех, генерируемых во второй половине лампы, что сводит на нет всякую надежду избавиться от помех за счет симметричной работы. Если имеется возможность производить измерения уровня помех (например, в наличии имеется 16-битовая 48 кГц звуковая компьютерная карта, обеспечивающую возможность вести запись, и соответствующее программное обеспечение), то, естественно, может возникнуть желание использовать пару ламп с согласованными уровнями искажений, например, 6АН4 или 12В4А, вместо того, чтобы искать среди комбинированных ламп 6ВХ7 такую, в которой пара триодов обеспечит действительно низкие искажения.

Симметричная схема соединений и контуры протекания тока фонового шума

Вход предусилителя, предназначенный для проигрывателя грампластинок, оснащенного звукоснимателем с подвижной катушкой, является очевидным местом для использования симметричной схемы соединений из-за значительного снижения уровня фонового шума. Однако в настоящее время становится популярным использование симметричной схемы соединения между линейным каскадом и усилителем мощности. Однако, если необходимо получить максимальные преимущества, то надо будет очень тщательно продумать выполнение соединений заземляющей шины нулевого потенциала сигнала и шасси каскадов с каждой стороны.

Термин «симметричный или уравновешенный» подразумевает совершенно одинаковые значения импедансов и напряжений относительно земли всех без исключений проводников, передающих сигнал. Если в выходном каскаде используется выходной трансформатор с отводом от средней точки, то очень соблазнительным выглядит соединение средней точки с землей. Однако это снизит ослабление наведенных шумов, так как выходной трансформатор не может иметь (по определению) абсолютно идеальной средней точки, поэтому это приведет к небольшому дисбалансу системы. Совершенно аналогично, входной трансформатор усилителя мощности (если таковой имеется) должен оставаться незаземленным («плавающим») чтобы избежать дисбаланса системы.

С каждого конца межсхемного соединения экран должен быть подключен непосредственно к шасси. Так как шасси каждого каскада соединено с землей с использованием защитного заземляющего провода сетевого питания (при условии наличия в штепсельной розетке и сетевых кабелях защитного провода), то образуется контур для протекания фонового тока. Однако, так как сигнал не проходит по экрану, замкнутые токи фонового шума в подобных контурах не вызывают особых проблем.

Контуры фонового шума и несимметричный входной каскад

Все несимметричные входные каскады являются весьма восприимчивыми к помехам, возникающим в замкнутых контурах при протекании фоновых токов. Однако решение проблемы возможно даже в случаях, когда не удается разорвать указанные контуры.

• В соответствии с законом Ома V = IR, то есть напряжение шума всегда прямо пропорционально сопротивлению проводника с нулевым потенциалом, поэтому использование проводников с большим поперечным сечением снижает шумы.

• Если «подвешенная» земля с нулевым потенциалом усилителя теряет идеальный контакт с заземлением, то основная часть напряжения помех, образованного фоновыми токами, будет генерироваться на этом «переходном сопротивлении», а не на распределенном сопротивлении кабеля. Полный обрыв заземления усилителя предполагает, что для него остается единственная возможность усиления разностного сигнала, возникающего между «подвешенной» землей с нулевым потенциалом и соответствующим входом усилителя. Но дефектность проводника, образующего «подвешенную» землю с нулевым потенциалом может легко нарушить это жизненно важное требование. К сожалению, полное удаление контакта «подвешенной» земли с нулевым потенциалом подвергает усилитель воздействию ВЧ дисбаланса (нарушения равновесия) силового трансформатора, поэтому на практике величина «переходного» сопротивления на землю составляет порядка 100 Ом, или несколько меньшее значение.

• В области низких частот дисбаланс силового трансформатора не представляет проблемы, поэтому импеданс «переходного» заземления может быть увеличен. Как правило, для этих целей используется конденсатор емкостью 10 нФ включаемый параллельно с «переходным» сопротивлением заземления 100 Ом.

• Часть разработчиков развивает данную концепцию еще дальше и рассматривает «подвешенную» землю на высокой частоте в качестве линии передачи. Следовательно, они пытаются в конце экрана такой линии использовать специальные оконечные переходники, имеющие импедансы с соответствующими ВЧ характеристиками (как правило, 50 Ом для ВЧ коаксиального кабеля, либо 110 Ом/2 для витой пары).

 

 

 

Информация

 

Продолжение

Самым лучшим способом улучшить характеристики любого линейного каскада является простое избавление от такого каскада.

Ранее уже указывалось, что идеальным теоретическим значением для чувствительности усилителя мощности является значение 2 В средне-квадратического значения, а так как эта величина является также максимально возможным значением выходного напряжения стандартного плеера компакт-дисков, то эти оба значения оказываются идеально взаимо-согласованными. Все линейные каскады ухудшают качество звучания, поэтому возникает естественный вопрос, нельзя ли освободиться от дорогостоящего промежуточного звена и подать сигнал непосредственно от источника на усилитель мощности. При этом необходимо будет только добавить блок управления громкостью и переключатель входов в схему усилителя мощности, чтобы обеспечить те же самые возможности, что и рассмотренные ранее, но с гораздо более высоким качеством.

Качество современных компакт-дисков весьма высокое, поэтому максимальные значения могут находиться в пределах 1 дБ относительно перепада уровней логического (дискретного) сигнала, однако для более ранних изделий запас «по потолку» для предельного значения может составлять уже от 3 до 4 дБ. Следовательно, могло бы оказаться полезным увеличить чувствительность усилителя мощности на 3 дБ, то есть с 2 В средне-квадратического значения до 1,4 В средне-квадратического значения с тем, чтобы быть уверенным, что и для более ранних компакт-дисков можно будет использовать все преимущества от максимально возможной выходной мощности усилителя.

Таким образом, усилитель мощности оказывается идеально согласованным с таким источником сигнала, как компакт-диски. Однако, возникает вопрос, а как будет обстоять дело и с другими источниками аудиосигналов, как аналоговыми, так и цифровыми?

• DAB (плата сбора данных), DAT (цифровая аудио кассета, лента цифровой звукозаписи), DVD (цифровой универсальный диск), MD (мини-диск) и т. д.; все эти источники цифрового сигнала имеют выход, рассчитанный на напряжение 2 В средне-квадратического значения, либо при их воспроизведении используются внешний цифро-аналоговый преобразователь, который обеспечивает напряжение сигнала 2 В средне-квадратического значения, поэтому проблем не возникает.

• Аналоговая магнитная лента с размером '/4 дюйма (для катушечных магнитофонов). Если стоимость ленты не является препятствием, то в таком случае приобретение профессионального оборудования просто не обсуждается. Обеспечивается уровень +8 дБ относительно уровня 0 дБ = 2 В средне-квадратического значения, поэтому не возникает никаких осложнений. Выпускаемый промышленностью стандартный магнитофон Studer A80 имеет действительно великолепный лентопротяжный механизм, но чуть не дотягивающую до такого же уровня великолепия электронику звукового тракта. В настоящее время уровень цен делает приобретение такого оборудования вполне доступным, что позволяет рассматривать его в качестве потенциального кандидата для переделки под ламповый вариант. Головки магнитофона марки Studer требуют перемещения до положения, пока плоскость, проходящая через лицевые поверхности, не выйдет за пределы 3 мм, а тонвал двигателя лентопротяжного механизма не перестанет быть блестящим. Любые механические переделки является дорогостоящим предприятием, поэтому не стоит становиться кандидатом на безрассудные поступки, даже при покупке вещи по сходной цене.

• Аналоговые кассеты. Несмотря на бесконечно длящиеся усилия компании Nakamichi, кассеты все-таки не отвечают стандарту высокой точности воспроизведения Hi-Fi, поэтому вряд ли возникнет желание использовать усилитель на полной выходной мощности из-за опасения услышать весь шум, присущий магнитофонной ленте.

• Кассетный видеомагнитофон «с высоким качеством воспроизведения Hi-Fi». Это не совсем соответствует истине. Аудиозапись стандарта «Hi-Fi» выполняется с использованием частотно-модулированных носителей и видеоголовок роторного типа магнитофона. К сожалению, переключение головок вызывает в ответ мгновенное изменение фазы частотно-модулированного сигнала носителя, которое демодулируется в виде шумового выброса. Для снижения этих выбросов, которые наблюдаются на частоте 50 Гц (стандарт PAL — построчное изменение фазы, частота смены полей (полукадров) 50 Гц), либо на частоте 60 Гц (стандарт NTSC — Национального комитета по телевизионным стандартам, частота смены полей (полукадров) 60 Гц), используются достаточно мощные средства снижения уровня шума, но они не в состоянии полностью устранить их. Поэтому в качестве совета можно рекомендовать записать классический концерт, воспроизвести его с реальным уровнем громкости и проверить полученный результат на самом себе. Как и в предыдущем случае, наврядли возникнет желание использовать усилитель на полной мощности с подобным источником сигнала.

• Стандарт звукового сопровождения телевещания NICAM TV (воспроизведение стереозвука и звука в формате Dolby Surround). Хотя он и ограничен динамическим диапазоном, равным примерно 81 дБ, потенциально звуковое сопровождение представляет достаточно хороший источник сигнала. К сожалению, большинство моделей телевизионных тюнеров (блоков настройки) и кассетных видеомагнитофонов оснащены достаточно посредственными по своим характеристикам цифро-аналоговыми преобразова-телями, что приводит к дополнительным шумам. По этой причине не каждый захочет получить максимально возможную выходную мощность с использованием данного источника аудиосигнала. В некоторых более ранних моделях телевизионных тюнеров, таких, например, как совершенно превосходный Arcam D150, использовались фильтры с избыточной дискретизацией, которые кодировали данные в виде потока данных SPDIF, который затем мог быть направлен во внешний цифро-аналоговый преобразователь.

 
 
Сайт создан в системе uCoz