Ранее рассмотрены принципы работы и расчет простейших цепей и электронных приборов, которые после их объединения в некоторое
единое целое образуют принципиальную схему сложных, функционально законченных устройств, в том числе и усилительных каскадов.
Однако при практической реализации принципиальной схемы любого устройства, необходимо рассмотреть и определить требования
к тем значениям напряжений, токов, рассеиваемых мощностей или температурным режимам, при которых не будет нарушена работоспособность
реальных деталей и компонентов схемы, и выбрать те компоненты, которые удовлетворяли бы реально существующим условиям работы
устройства.
Правильное определение требований к параметрам компонентов, используемых в схемах, имеет большое значение. Недооценка
предельных режимов реальной эксплуатации компонента схемы может привести к его преждевременному выходу из строя, которое
повлечет, как это чаще всего и бывает на практике, дальнейшие неполадки в устройстве. Использование же компонентов, рассчитанных
на гораздо более тяжелые, чем существуют в реальности, условия эксплуатации, приведет к неоправданному увеличению себестоимости
аппаратуры и излишним расходам, большая часть которых могла бы быть потрачена на гораздо более полезные усовершенствования
устройства. Способность правильно оценивать требования, предъявляемые к компонентам схем, определяется знанием тех предельных
условий эксплуатации, при которых еще сохраняется их работоспособность (это касается электрических, тепловых или механических
воздействий), а также знанием несовершенств (слабых мест) каждого из основных видов компонентов. (Не существует радиокомпонентов
с идеальными свойствами, просто одни из них имеют меньшее количество плюсов и минусов, а другие большее.)
Много копий было сломано в свое время относительно проблем «звучания» (или «пения»), отдельных радиодеталей схем, особенно
это касается конденсаторов. Дебаты по этой проблеме вызвали такую сильнейшую поляризацию мнений инженеров и ценителей музыки,
что рациональные высказывания просто затерялись в общем хоре дискуссии. Это выглядит особенно странным потому, что существуют
хорошо известные физические законы, которые объясняют обязательное присутствие неоднородностей и несовершенств в радиокомпонентах,
которые, в свою очередь, оказывают сильное влияние на качество воспроизводимого аппаратурой звука. С другой стороны, если
компоненты не обладают сверхъестественными (идеальными) свойствами, то они и являются той самой «ложкой дегтя», которая
портит гармонию.
Сведения, приводимые здесь, позволят ориентироваться в многообразии радиокомпонентов, а также помогут избежать наиболее
часто встречающихся «ям и ловушек» при их выборе, но они вовсе не освобождают от необходимости детального изучения технических
характеристик, указываемых в паспортах производителей компонентов, а также использования своего собственного интеллектуального
потенциала.
|