Содержание

Общие сведения,
классификация
Устройство и работа диода
Устройство и работа триода
Электронная эмиссия
Термоэлектронные катоды
Особенности устройства
электронных ламп
Физические процессы
Закон степени трех вторых
Анодная характеристика
Параметры
Рабочий режим. Применение
диода для выпрямления
переменного тока
Основные типы
Физические процессы
Токораспределение
Действующее напряжение и
закон степени трех вторых
Характеристики
Параметры
Особенности
Усилительный каскад с
триодом
Параметры усилительного
каскада
Аналитический расчет и
эквивалентные схемы
усилительного каскада
Графоаналитический расчет
режима усиления
Генератор с триодом
Межэлектродные емкости
Каскады с общей сеткой и
общим анодом
Недостатки триодов
Основные типы приемно-
усилительных триодов
Устройство и работа тетрода
Устройство и работа пентода
Схемы включения тетродов
и пентодов
Характеристики тетродов
и пентодов
Параметры тетродов и
пентодов
Межэлектродные емкости
тетродов и пентодов
Устройство и работа
лучевого тетрода
Характеристики и параметры
лучевого тетрода
Рабочий режим тетродов
и пентодов
Пентоды переменной
крутизны
Краткие сведения о
различных типах
тетродов и пентодов
Специальные лампы
Общие сведения
Электростатические
электронно-лучевые трубки
Магнитные электронно-
лучевые трубки
Люминесцентный экран
Краткие сведения о
различных электронно-
лучевых трубках
Электрический разряд
в газах
Тлеющий разряд
Стабилитроны
Тиратроны тлеющего разряда
Индикаторные приборы
Дисплеи
Краткие сведения о
различных газоразрядных
приборах
Фотоэлектронная эмиссия
Электровакуумные
фотоэлементы
Фотоэлектронные умножители
Причины собственных шумов
Шумовые параметры
Межэлектродные емкости
и индуктивности выводов
Инерция электронов
Наведенные токи в
цепях электродов
Входное сопротивление
и потери энергии
Импульсный режим
Основные типы электронных
ламп для СВЧ
Общие сведения
Пролетный клистрон
Отражательный клистрон
Магнетрон
Лампы бегущей и
обратной волны
Амплитрон и карматрон
Надежность и испытание
электровакуумных приборов
Усилитель на триоде
с общим катодом
Ограничения по выбору
рабочей точки
Режим в рабочей точке
Катодное смещение
Выбор величины
сопротивления резистора
в цепи сетки
Выбор выходного
разделительного
конденсатора
Вредное влияние проходной
емкости лампы и пути
его уменьшения
Применение
экранированных ламп
Каскод (каскодная схема)
Катодный повторитель
Каскад с общим катодом
как приемник
неизменяющегося тока
Пентоды в качестве
приемников
неизменяющегося тока
Катодный повторитель
с активной нагрузкой
Катодный повторитель Уайта
μ-повторитель
Выбор верхней лампы для
μ -повторителя
Параллельно управляемый
двухламповый усилитель
(SRPP)
β-повторитель
Дифференциальная пара
(дифференциальный каскад)
Коэффициент реакции
питающего напряжения
(PSRR)
дифференциальной пары
Полупроводниковые
приемники неизменяющегося
тока для
дифференциальной пары
Использование транзисторов
в качестве активной нагрузки
для электронных ламп
Классификация искажений.
Принципы оценки линейных
искажений
Принципы измерения
нелинейных искажений
Измерение и интерпретация
искажений
Совершенствование
измерений нелинейных
гармонических искажений
Цифровая обработка сигналов
Особенности проектирования
усилителей с малыми
искажениями
Работа с сеточным током
и нелинейные искажения
Уменьшение искажений
подавлением (компенсацией)
Проблемы смещения
по постоянному току
Выбор электронной лампы по
критерию низких искажений
Проблема сопряжения одного
каскада со следующим
Усилитель класса А для
электромагнитных головных
телефонов с непосредств.
междукаскадной связью
Радиокомпоненты -
Общие сведения
Ряды стандартизованных
значений сопротивлений
Металлизированные
пленочные резисторы
Проволочные резисторы
Конденсаторы -
Общие сведения
Металлические конденсаторы
с воздушным диэлектриком
Пленочные конденсаторы,
изготовленные
металлизацией диэлектрика
Алюминиевые
электролитические
конденсаторы
Основные вопросы,
возникающие при
выборе конденсатора
Общие сведения о
катушках индуктивности
Трансформаторы -
Общие сведения
Трансформаторы.
Намагничивание и потери
Модели трансформаторов
Почему необходимо
использовать трансформаторы
Определение параметров
неизвестного трансформатора
Основные виды
источников питания
Выпрямление переменного
тока
Одиночный накопительный
конденсатор в роли
сглаживающего элемента
Влияние напряжения
пульсаций на выходное
напряжение
Насыщение сердечника
трансформатора
Критерии выбора силового
трансформатора
Источник питания со
сглаживающим дросселем
Номинальное значение
тока дросселя
Выбросы тока и
демпфирующие элементы
Использование накопительного
конденсатора для снижения
высоковольтного напряжения
Частотные характеристики
используемых на практике
LC-фильтров
Широкополосная фильтрация
Выпрямители с умножением
(умножители) напряжения
Классическая схема
последовательного
стабилизатора
Двухтранзисторная схема
последовательного
стабилизатора
Стабилизатор цепи сеточного
смещения с регулируемым
выходным напряжением
Источники питания низкого
напряжения и синфазный шум
Ламповый стабилизатор
напряжения
Способы увеличения
выходного тока стабилизатора
Коэффициент режекции
источника питания
Включение сглаживающих
конденсаторов
Перенапряжения при
включении схемы
Составление предварительной
схемы блока питания
Высоковольтный выпрямитель
и стабилизатор
Особенности смещения
подогревателей ламп
Схема улучшенного
источника питания
Рабочий режим
Увеличение максимально
допустимого Vrrm
Выходной каскад класса А
с несимметричным выходом
Особенности акустических
систем
Неидеальности
трансформаторов
Режимы работы усилительных
приборов. Классы усилителей
Двухтактный выходной каскад
Выходной каскад по
ультралинейной схеме
Трансформаторный катодный
повторитель
Усилители без выходного
трансформатора
Составляющие блока
усилителя мощности
Предоконечный каскад блока
усилителя мощности
Фазоинверсный каскад
Дифференциальный усилитель
или пара с катодной связью
«Согласованный»
фазоинвертор
Общие проблемы
устойчивости усилителей
Подавление первой
доминанты ВЧ составляющей
Низкочастотное
самовозбуждение усилителя
Усилитель Williamson
Усилитель Milliard 5-20
Усилитель Quad II
Выбор выходной лампы
Выбор статической рабочей
точки с учетом Pвых и КНИ
Точное определение
выходного трансформатора
Особенность выпрямление
высоковольтного напряжения
Варианты применения
стабилизатора ВВ напряжения
Требования к каскаду
предоконечного усиления
Определение рабочей точки
предоконечного каскада
Проверка работоспособности
усилителя
Пример разработки
двухтактного УМ
Оптимизация входного и
фазоинверсного каскадов
Расчет R катодного смещения
лампы и R обратной связи
Выбор элементов
оконечного каскада
Разработка усилителей
мощностью более 10 Вт
Активные кроссоверы
и схема Зобеля
Выбор лампы для
оконечного каскада
Требования к предоконечному
каскаду усиления
Источники питания и
постоянная токовая нагрузка
Второй дифференциальный
усилитель и выходной каскад
Первый дифференциальный
усилитель и линейность х-ки
Каскодная схема постоянной
токовой нагрузки
Постоянная токовая нагрузка
первого диф. каскада
Элементы, повышающие ВЧ
устойчивость. Итоговая схема
Схема источника питания
«Потомок от усилителя Beast»
Расчет уровня фонового
шума от ИП
Особенности цифрового
сигнала от компакт-диска
Требования к предусилителю
Технические требования
к линейному каскаду
Традиционный линейный
каскад
Пути достижения заданных
требований и выбор лампы
Основные проблемы
регулирования громкости
Переключаемые аттенюаторы
Расчет переключаемого
аттенюатора
Табличные вычисления для
расчета регулятора громкости
Светочувствительные
резисторы и громкость
Входной переключатель
Частотный корректор RIAA
Влияние провода
звукоснимателя
Требования к блоку
частотной коррекции
Метод частотной коррекции
стандарта RIAA
Раздельное выравнивание
характеристики RIAA
Шумы и влияние входной
емкости входного каскада
Учет собственных
шумов лампы
Улучшение шумовых
характеристик с RIAA
Расчет элементов на 75 мкс
Параметры цепей на
3180 мкс и 318 мкс
Симметричный вход и
подключение звукоснимателя
Симметричный предусилитель
Возможности исключения
линейного каскада
Вариант RIAA с исполь-
зованием лампы типа ЕС8010
Оптимизация характеристик
входного трансформатора
Анализ работы блока RIAA
Практические методы
настройки блока RIAA
Линейный каскад
О межблочных и
акустических кабелях

 

 
 

О межблочных и акустических кабелях

Среди массы огромного народонаселения Земли есть люди в систему ценностей, которых входит, казалось бы, бессмысленное времяпровождение, а именно, получение удовольствия от прослушивания музыки. И в свою очередь среди любителей музыки встречаются люди, которые способны получать удовольствие от нее во всех проявлениях, условиях, при любом качестве звука. Обычно их называют меломанами. Но есть еще одна категория истинных любителей музыки с повышенными требованиями к качеству звука, этакие аудио гурманы. Люди, как люди, единственное, что они требуют в контексте данной темы, так это высокой верности воспроизведения музыки. Соответственно это подразумевает использование высококачественных записей музыкальных произведений и звукового тракта высокой верности звучания, традиционного называемого Hi-Fi или Hi-End. Данный сайт адресован именно этим, увлеченным хорошим звуком, людям.

Сам по себе круг вопросов, связанных с построением бытового звуковоспроизводящего тракта класса Hi-Fi или Hi-End, чрезвычайно обширен. И за множеством глобальных вопросов :), наподобие, "какую акустику приобрести", "какой CD-проигрыватель в данной ценовой категории наилучший", теряются другие аспекты достижения того самого, искомого, качественного звука. Именно лес частных вопросов связанных с первичным выбором компонентов тракта закрывает от многих людей простую истину - любой звуковоспроизводящий тракт является системой. Именно системой. А любая система, как известно, представляет собой нечто большее, чем ее компоненты рассматриваемые по отдельности. И понимание того, а что же в эту систему входит, является еще одной проблемой.

Попробуем разобраться с этой ситуацией. На мой взгляд, в бытовой звуковоспроизводящий тракт должна быть включены:

 В реальной жизни по многим причинам на такой тракт смотрят упрощенно и напрочь выбрасывают из рассмотрения: носитель музыкальной информации, межблочный соединительный кабель, акустический кабель, помещение прослушивания и самого слушателя. Относительно качества записи звукового материала на звуковом носителе, наверное, и не стоит говорить. Очевидно, что именно качество записи определяет максимальное достижимое качество звука, т.е. теоретический предел, который может быть достигнут при конкретном прослушивании. Выводы очевидны, если желаете хорошего звука, то позаботьтесь и о качественных записях. Это в той же мере касается  непосредственно и устройства воспроизведения (источника сигнала). Далее сигнал посредством передачи межблочным соединительным кабелем поступает на вход усилительного устройства, которое (не вдаваясь в детали) усиливает его до уровня необходимого для управления акустическими системами. При этом электрический сигнал, поступающий на АС передается по акустическому кабелю. А свою очередь АС излучают акустические колебания в пространство помещения прослушивания. Звуковая картина воспринимаемая слушателем в точке прослушивания складывается из прямого излучения АС и звуковых волн отраженных от всех поверхностей помещения прослушивания. И в свою очередь слушатель в соответствии с индивидуальными особенностями его слухового аппарата и восприятия слышит конечный результат. Давайте внимательно посмотрим на эту цепочку. Достаточно очевидно, что музыкальный сигнал проходя по ней никак не может достигнуть слушателя в том первоначальной качестве, как он был записан, т.к. претерпевает на своем пути различные преобразования (вид представления, усиление). А каждое подобное преобразование не является идеальным и, следовательно, на этом пути происходит деградация музыки. Разработчики компонентов звукового тракта учитывают и минимизируют лишь часть возможных искажений сигнала и то, только в пределах одного устройства, компонента тракта. Взаимодействие устройств подразумевается правильным, если соблюдены соотношения выходного сопротивления источника сигнала и входного сопротивления приемника сигнала, при соблюдении уровней сигналов установленных конкретным видом соединения (интерфейса). Данные оптимальные соотношения далеко не всегда соблюдаются производителями аппаратуры. И если ситуация на участке источник сигнала – усилитель еще относительно благополучна, то в связке усилитель – АС все совсем плохо. Это связано в первую очередь с тем, что заявляемый в технических характеристиках, тем или иным производителем, импенданс АС имеет очень отдаленное отношение к действительности, т.к. имеет широкий разброс значений в звуковой полосе частот. Но при этом производители бодро заявляют в технических характеристиках усилителей какие-то конкретные значения различных искажений полученных в стерильных условиях, на эквиваленте нагрузки. Как далеко это от истины. Параметры усилителя в значительной мере зависят от его способности работать на нагрузку причем не только резистивного, но и индуктивного и емкостного характера. Далее идут сами АС, параметры которых измерены опять же не в реальных условиях (что и не возможно), а в стерильных условиях безэховой камеры.

Получается, что звуковой тракт нельзя рассматривать, как абстрактные блоки, в которых музыкальный сигнал странствует в направлении слушателя, претерпевая ту или иную деградацию на своем пути, и эта деградация определяется лишь уровнем собственных искажений каждого элемента тракта в отдельности. Добавляется согласование компонентов тракта между собой. Причем такая связь наблюдается не только на участках источник-приемник. Существует еще и обратная связь, выражающаяся во влиянии акустических колебаний, создаваемых АС, на функционирование электрических и механических узлов других компонентов тракта. Кроме того, каждое электронное устройство порождает свои специфические ЭМ излучения, которые влияют другие компоненты тракта. Помимо этого, есть еще и помехи, поступающие через бытовую электрическую сеть, а также несоответствие качества электроэнергии стандарту (220В, 50Гц, синус).

Все вышеописанные проблемы могут быть решены в какой-то мере разработчиками компонентов тракта. Но чем ближе компоненты тракта будут приближаться к идеальному уровню, тем более бескомпромиссные технические решения потребуются, не говоря уже о стоимости готовых изделий.

Если посмотреть на проблемы с другой стороны то становится очевидным, что производители фактически не заинтересованы в достижении максимально возможных с точки зрения высококачественного звука параметров своей аппаратуры (в рамках существующих стандартов на форматы звукозаписи и звуковоспроизведения). Их основная цель состоит в формировании такого модельного ряда аппаратуры, который позволит извлечь им максимальную прибыль в соответствии с их моделью ведения бизнеса. Если оглянуться назад то можно констатировать, что никто из производителей промышленного сектора (не “самодельщиков”), не и попытался сделать доступным своим потребителям весь потенциал записи, заложенный в виниловых пластинках, CD-Audio дисках. То же самое происходит и со стандартами DVD, DVD-A, SAD. На данную нишу рынка претендуют производители, т.н. Hi-End оборудования. Только непонятно, почему реализация заложенных в стандарты характеристик стоит тех несуразных сумм денег, которые просят за подобное оборудование. Причем тенденция такова, что в оборудовании низшей и средней ценовой категории упор сделан на второстепенные вещи, а именно на функциональности. Учитывая стоимость этой категории аппаратуры, становится понятным, что основные затраты были направлены, отнюдь, не на реализацию основной функции устройства. Грустно господа.

Ну что ж вернемся в нашим баранам. Разговор то начинался с кабелей. Почему о них ни слова? Извините, оставил на десерт. Что по сути делает кабель – он позволяет осуществить электрическое соединение выходов источника сигнала со входами приемника сигнала. По сути, оконечная сторона кабеля (заканчивающая разъемом) и есть выход источника сигнала. Поэтому я в своей практике рассматриваю кабели только в парах, например, проигрыватель CD-аудио дисков – межблочный (межкомпонентный) кабель, усилитель – акустический кабель. Т.е. кабели являются внешними продолжениями выходов устройств. Вы можете спросить, при чем тут вообще кабели? А при том, что они являются средой передачи сигнала. Любая среда передачи сигнала не является идеальной, и тем или иным образом оказывает влияние на сам сигнал, вызывая его искажения, в нашем случае деградацию звука. Безусловно, существует мнение, что вносимые кабелями искажения в электрические сигналы (в контексте разговора) настолько малы, что не могут быть замечены слушателем. Это мнение обычно подкрепляется выкладками из различных курсов физики, основанных на рассмотрении модели идеального проводника. Недостатком такой модели является допущение идеальности проводника, что очень далеко от жизни. Это блестяще продемонстрировал в своей работе директор Audio Research Lab Essex University профессор Malcolm O. Hawksford. А еще, как минимум, на сигнал, проходящий по кабелю, оказывают влияние такие явления, как эффекта диэлектрической абсорбции, скин-эффект, индуктивность, емкость кабеля, контактные переходы проводник-припой-разъем, разъем-разъем. По отдельности данные эффекты могут оказывать весьма малое влияние, но суммарно может возникнуть, так называемый, “суперэффект”. И кроме этого нет никаких гарантий, что в этом перечислении учтены все эффекты, влияющие на сигнал, что и порождает системный эффект. Ведь кабель, как готовое изделие, является системой, а не идеальным проводником помещенном в вакууме. Не претендую на истинное понимание причин, по которым нам приходится учитывать влияние кабелей на звук. Пусть этим занимаются более подготовленные люди.

Для нас главное помнить о том, что любой коммутационный кабель, примененный в составе аудио тракта, вызывает ту или иную деградацию электрического сигнала звуковых частот. Именно поэтому качеству кабеля нужно уделять самое пристальное внимание. Какой смысл в прекрасном источнике сигнала, если все достоинства будут нивелированы до уровня посредственной аппаратуры плохим межблочным кабелем. Что толку от хорошего усилителя, если усиленный им сигнал будет изуродован дрянным акустическим кабелем. Т.е. все время нужно помнить, что звук, обеспечиваемый звуковоспроизводящим трактом, как системой, будет определяться его самым слабым звеном. Именно этот принцип должен быть поставлен во главу решения задачи построения аудиотракта высокой верности звучания. Из него следует, что не нужно зацикливаться на каком-то одном компоненте тракта, т.к. совершенствование его параметров до теоретически идеального уровня, все равно будет ограничено влиянием на звук самого слабого звена тракта. Применительно к кабелям этот вопрос можно рассматривать в том ключе, что использование кабелей максимально возможного качества будет гарантировать, что при совершенствовании тракта не нужно будет возвращаться к вопросу их подбора и замены многократно. Естественным сдерживающим фактором в данном вопросе являются просто заоблачные цены на кабели высокого класса промышленного производства в секторе бытового аудио. Сложно понять, почему цены на приличные кабели зачастую сопоставимы или даже превышают стоимость активных компонентов тракта, достигая величины от нескольких сотен до нескольких тысяч долларов. Эти недоступные для многих ценителей музыки цены вкупе с раздражающей навязчивой рекламой часто вызывают чувство отторжения, и являются причиной поисков путей совершенствования звучания за счет какого-либо одного или нескольких активных компонентов тракта, а счастья все нет. Получается, что ищут там, где светлее, а надо бы везде. :) Подобный подход к построению тракта, зацикленность на отдельных частных вопросах, опора на неполные знания, догматизм породила большое количество скептиков в вопросе применения высококачественных кабелей в составе звукового тракта высокой верности звучания. Достаточно ознакомиться с одной из дискуссий, связанных с этим вопросом, в которой участвовал автор этих строк, чтобы понять аргументацию скептиков.

Одним из возражений скептиков против использования высококачественных кабелей промышленного изготовления являются утверждения, что достаточно самому изготовить интересующие нас соединители использовав широкую номенклатуру кабелей производимых фирмами, ориентированными на сектор профессионального, студийного оборудования (Canare, Cordial, Klotz, Proel, Horizon, Belden, Mogami, Sommer Cable, Tasker, Gotham, Bespeco). На первый взгляд трудно возразить. Я сам когда-то рассуждал аналогичным образом. Но как говорится, все познается в сравнении. Не могу сказать, что кабели студийного сектора плохи, я думаю, что недостаточно хороши. Скажем так, если Вас устраивает влияние на звук лучших образцов кабелей бытового назначения в ценовой категории до 100-120$, то смело можете самостоятельно изготовить себе межблочный кабель из широкой номенклатуры топовых моделей студийных микрофонных или инструментальных кабелей, благо их достаточно продается в нарезку в компаниях торгующих музыкальным, профессиональным, студийным аудио оборудованием. При этом Ваши расходы с учетом цены разъемов, навряд ли, превысят 20-30$.

Я рассматриваю вышеупомянутые студийные кабели, как пройденный этап, по крайней мере, для себя. На сегодняшний день меня не устраивает их вклад в звук обеспечиваемый трактом в целом по сравнению с наилучшими моделями аудиофильских кабелей, которые в свою очередь не устраивают меня ввиду своей неоправданно высокой цены. Это противоречие я устранил, занявшись поиском конструкций межблочного кабеля, которые возможно самостоятельно изготовить при не слишком больших затратах. На этом пути я пришел к конструкции кабеля, которая сочетает в себе определенную топологию, тип проводника, способы его обработки, материал изолятора. По ходу пришлось отказаться от экранирования, т.к. эта мера повышения помехозащищенности отрицательно сказывается на звуке. Думаю, что в бытовых условиях и длине кабеля до 1м это вполне допустимо. По крайней мере, ни у меня, ни у людей использующих межблочные кабели изготовленные по моей методике таких проблем не возникало. Единственно, что экран приходится применять в случае использования данных кабелей при подключении проигрывателей виниловых дисков, что обусловлено очень низким уровнем сигнала обеспечиваемого магнитными звукоснимателями.

 

 

 

Информация

На сайте http://belmathematics.by подготовка к Цт.

Что может вызывать искажение звука, воспроизводимого звуковой картой?

 

Информация

 

Продолжение

Электро-вакуумными приборами (ЭВП) называют приборы, в которых рабочее пространство, изолированное газонепроница-емой оболочкой, имеет высокую степень разрежения или заполнено специальной средой (пары или газы) и действие которых основано на использовании электрических явлений в вакууме или газе.

Под вакуумом следует понимать состояние газа, в частности воздуха, при давлении ниже атмосферного. Если электроны движутся в пространстве свободно, не сталкиваясь с оставшимися после откачки газа молекулами, то говорят о высоком вакууме.

Электро-вакуумные приборы делятся на электронные, в которых течет чисто электронный ток в вакууме, и ионные (газоразрядные), для которых характерен электрический разряд в газе (или парах). В электронных приборах ионизация практически отсутствует, а давление газа менее 100 мкПа (высокий вакуум). В ионных приборах давление 133 • 10-3 Па (10-3 мм рт. ст.) и выше. При этом значительная часть движущихся электронов сталкивается с молекулами газа и ионизирует их.

Есть еще группа проводниковых (безразрядных) ЭВП. К ним относятся лампы накаливания, стабилизаторы тока (бареттеры), вакуумные конденсаторы и др.

Особую группу ЭВП составляют электронные лампы, предназначенные для различных преобразований электрических величин. Эти лампы бывают генераторными, усилительными, выпрямительными, частотно - преобразова-тельными, детекторными, измерительными и др. Большинство их рассчитано на работу в непрерывном режиме. Выпускаются лампы и для импульсного режима. В них протекают кратковременные токи — электрические импульсы.

В зависимости от рабочих частот электронные лампы подразделяются на низко-, высоко- и сверхвысоко-частотные.

Электронные лампы, имеющие два электрода — катод и анод, называются диодами. Диоды для выпрямления переменного тока в источниках питания называются кенотронами. Лампы, имеющие помимо катода и анода электроды в виде сеток, с общим числом электродов от трех до восьми, — это соответственно триод, тетрод, пентод, гексод, гептод и октод. При этом лампы с двумя и более сетками называются многоэлектродными. Если лампа содержит несколько систем электродов с независимыми потоками электронов, то ее называют комбинированной (двойной диод, двойной триод, триод — пентод, двойной диод — пентод и др.).

Основные ионные приборы — это тиратроны, стабилитроны, лампы со знаковой индикацией, ионные разрядники и др.

Большую группу составляют электронно-лучевые приборы, к которым относятся кинескопы (приемные телевизионные трубки), передающие телевизионные трубки, осциллографи-ческие и запоминающие трубки, электронно-оптические преобразователи изображений, электронно-лучевые переключатели, индикаторные трубки радиолокационных и гидроакустических станций и др.

В группу фотоэлектронных приборов входят электровакуумные фотоэлементы (электронные и ионные) и фотоэлектронные умножители. К электроосвети-тельным приборам следует отнести лампы накаливания, газоразрядные источники света и люминесцентные лампы.

 
 
Сайт создан в системе uCoz