Содержание

Общие сведения,
классификация
Устройство и работа диода
Устройство и работа триода
Электронная эмиссия
Термоэлектронные катоды
Особенности устройства
электронных ламп
Физические процессы
Закон степени трех вторых
Анодная характеристика
Параметры
Рабочий режим. Применение
диода для выпрямления
переменного тока
Основные типы
Физические процессы
Токораспределение
Действующее напряжение и
закон степени трех вторых
Характеристики
Параметры
Особенности
Усилительный каскад с
триодом
Параметры усилительного
каскада
Аналитический расчет и
эквивалентные схемы
усилительного каскада
Графоаналитический расчет
режима усиления
Генератор с триодом
Межэлектродные емкости
Каскады с общей сеткой и
общим анодом
Недостатки триодов
Основные типы приемно-
усилительных триодов
Устройство и работа тетрода
Устройство и работа пентода
Схемы включения тетродов
и пентодов
Характеристики тетродов
и пентодов
Параметры тетродов и
пентодов
Межэлектродные емкости
тетродов и пентодов
Устройство и работа
лучевого тетрода
Характеристики и параметры
лучевого тетрода
Рабочий режим тетродов
и пентодов
Пентоды переменной
крутизны
Краткие сведения о
различных типах
тетродов и пентодов
Специальные лампы
Общие сведения
Электростатические
электронно-лучевые трубки
Магнитные электронно-
лучевые трубки
Люминесцентный экран
Краткие сведения о
различных электронно-
лучевых трубках
Электрический разряд
в газах
Тлеющий разряд
Стабилитроны
Тиратроны тлеющего разряда
Индикаторные приборы
Дисплеи
Краткие сведения о
различных газоразрядных
приборах
Фотоэлектронная эмиссия
Электровакуумные
фотоэлементы
Фотоэлектронные умножители
Причины собственных шумов
Шумовые параметры
Межэлектродные емкости
и индуктивности выводов
Инерция электронов
Наведенные токи в
цепях электродов
Входное сопротивление
и потери энергии
Импульсный режим
Основные типы электронных
ламп для СВЧ
Общие сведения
Пролетный клистрон
Отражательный клистрон
Магнетрон
Лампы бегущей и
обратной волны
Амплитрон и карматрон
Надежность и испытание
электровакуумных приборов
Усилитель на триоде
с общим катодом
Ограничения по выбору
рабочей точки
Режим в рабочей точке
Катодное смещение
Выбор величины
сопротивления резистора
в цепи сетки
Выбор выходного
разделительного
конденсатора
Вредное влияние проходной
емкости лампы и пути
его уменьшения
Применение
экранированных ламп
Каскод (каскодная схема)
Катодный повторитель
Каскад с общим катодом
как приемник
неизменяющегося тока
Пентоды в качестве
приемников
неизменяющегося тока
Катодный повторитель
с активной нагрузкой
Катодный повторитель Уайта
μ-повторитель
Выбор верхней лампы для
μ -повторителя
Параллельно управляемый
двухламповый усилитель
(SRPP)
β-повторитель
Дифференциальная пара
(дифференциальный каскад)
Коэффициент реакции
питающего напряжения
(PSRR)
дифференциальной пары
Полупроводниковые
приемники неизменяющегося
тока для
дифференциальной пары
Использование транзисторов
в качестве активной нагрузки
для электронных ламп
Классификация искажений.
Принципы оценки линейных
искажений
Принципы измерения
нелинейных искажений
Измерение и интерпретация
искажений
Совершенствование
измерений нелинейных
гармонических искажений
Цифровая обработка сигналов
Особенности проектирования
усилителей с малыми
искажениями
Работа с сеточным током
и нелинейные искажения
Уменьшение искажений
подавлением (компенсацией)
Проблемы смещения
по постоянному току
Выбор электронной лампы по
критерию низких искажений
Проблема сопряжения одного
каскада со следующим
Усилитель класса А для
электромагнитных головных
телефонов с непосредств.
междукаскадной связью
Радиокомпоненты -
Общие сведения
Ряды стандартизованных
значений сопротивлений
Металлизированные
пленочные резисторы
Проволочные резисторы
Конденсаторы -
Общие сведения
Металлические конденсаторы
с воздушным диэлектриком
Пленочные конденсаторы,
изготовленные
металлизацией диэлектрика
Алюминиевые
электролитические
конденсаторы
Основные вопросы,
возникающие при
выборе конденсатора
Общие сведения о
катушках индуктивности
Трансформаторы -
Общие сведения
Трансформаторы.
Намагничивание и потери
Модели трансформаторов
Почему необходимо
использовать трансформаторы
Определение параметров
неизвестного трансформатора
Основные виды
источников питания
Выпрямление переменного
тока
Одиночный накопительный
конденсатор в роли
сглаживающего элемента
Влияние напряжения
пульсаций на выходное
напряжение
Насыщение сердечника
трансформатора
Критерии выбора силового
трансформатора
Источник питания со
сглаживающим дросселем
Номинальное значение
тока дросселя
Выбросы тока и
демпфирующие элементы
Использование накопительного
конденсатора для снижения
высоковольтного напряжения
Частотные характеристики
используемых на практике
LC-фильтров
Широкополосная фильтрация
Выпрямители с умножением
(умножители) напряжения
Классическая схема
последовательного
стабилизатора
Двухтранзисторная схема
последовательного
стабилизатора
Стабилизатор цепи сеточного
смещения с регулируемым
выходным напряжением
Источники питания низкого
напряжения и синфазный шум
Ламповый стабилизатор
напряжения
Способы увеличения
выходного тока стабилизатора
Коэффициент режекции
источника питания
Включение сглаживающих
конденсаторов
Перенапряжения при
включении схемы
Составление предварительной
схемы блока питания
Высоковольтный выпрямитель
и стабилизатор
Особенности смещения
подогревателей ламп
Схема улучшенного
источника питания
Рабочий режим
Увеличение максимально
допустимого Vrrm
Выходной каскад класса А
с несимметричным выходом
Особенности акустических
систем
Неидеальности
трансформаторов
Режимы работы усилительных
приборов. Классы усилителей
Двухтактный выходной каскад
Выходной каскад по
ультралинейной схеме
Трансформаторный катодный
повторитель
Усилители без выходного
трансформатора
Составляющие блока
усилителя мощности
Предоконечный каскад блока
усилителя мощности
Фазоинверсный каскад
Дифференциальный усилитель
или пара с катодной связью
«Согласованный»
фазоинвертор
Общие проблемы
устойчивости усилителей
Подавление первой
доминанты ВЧ составляющей
Низкочастотное
самовозбуждение усилителя
Усилитель Williamson
Усилитель Milliard 5-20
Усилитель Quad II
Выбор выходной лампы
Выбор статической рабочей
точки с учетом Pвых и КНИ
Точное определение
выходного трансформатора
Особенность выпрямление
высоковольтного напряжения
Варианты применения
стабилизатора ВВ напряжения
Требования к каскаду
предоконечного усиления
Определение рабочей точки
предоконечного каскада
Проверка работоспособности
усилителя
Пример разработки
двухтактного УМ
Оптимизация входного и
фазоинверсного каскадов
Расчет R катодного смещения
лампы и R обратной связи
Выбор элементов
оконечного каскада
Разработка усилителей
мощностью более 10 Вт
Активные кроссоверы
и схема Зобеля
Выбор лампы для
оконечного каскада
Требования к предоконечному
каскаду усиления
Источники питания и
постоянная токовая нагрузка
Второй дифференциальный
усилитель и выходной каскад
Первый дифференциальный
усилитель и линейность х-ки
Каскодная схема постоянной
токовой нагрузки
Постоянная токовая нагрузка
первого диф. каскада
Элементы, повышающие ВЧ
устойчивость. Итоговая схема
Схема источника питания
«Потомок от усилителя Beast»
Расчет уровня фонового
шума от ИП
Особенности цифрового
сигнала от компакт-диска
Требования к предусилителю
Технические требования
к линейному каскаду
Традиционный линейный
каскад
Пути достижения заданных
требований и выбор лампы
Основные проблемы
регулирования громкости
Переключаемые аттенюаторы
Расчет переключаемого
аттенюатора
Табличные вычисления для
расчета регулятора громкости
Светочувствительные
резисторы и громкость
Входной переключатель
Частотный корректор RIAA
Влияние провода
звукоснимателя
Требования к блоку
частотной коррекции
Метод частотной коррекции
стандарта RIAA
Раздельное выравнивание
характеристики RIAA
Шумы и влияние входной
емкости входного каскада
Учет собственных
шумов лампы
Улучшение шумовых
характеристик с RIAA
Расчет элементов на 75 мкс
Параметры цепей на
3180 мкс и 318 мкс
Симметричный вход и
подключение звукоснимателя
Симметричный предусилитель
Возможности исключения
линейного каскада
Вариант RIAA с исполь-
зованием лампы типа ЕС8010
Оптимизация характеристик
входного трансформатора
Анализ работы блока RIAA
Практические методы
настройки блока RIAA
Линейный каскад
О межблочных и
акустических кабелях

 

 
 

Частотный корректор сигнала от проигрывателя грампластинок Американской ассоциации звукозаписывающей индустрии (RIAA)

Аббревиатура RIAA, хотя и принадлежит Американской ассоциации звукозаписывающей индустрии, начиная с 1954 года она фактически ассоциируется во всем мире со стандартом коррекции частотных характеристик долгоиграющих виниловых грампластинок в противовес существовавшим многочисленным стандартам для старых патефонных пластинок, которые были рассчитаны на скорость вращения 78 оборотов в минуту (78 мин-1). Хотя в Европе и не приветствовалось введение стандарта, разработанного Американской ассоциации звукозаписывающей индустрией (стандарта RIAA), но введение общего международного стандарта все-таки становилось велением времени. Международная электротехническая комиссия, МЭК, (IEC), ввела стандарт частотной коррекции для долгоиграющих виниловых грампластинок, который оказался практически идентичным американскому стандарту. Единственное отличие заключалось в том, что стандарт МЭК рекомендует производить срез нижних звуковых частот в режиме воспроизведения грамзаписи, причем, с целью уменьшения НЧ рокота (так называемого рокот-эффекта, вызываемого биением частоты вращения диска), рекомендуется вводить ослабление с уровнем — 3 дБ на частоте 20 Гц (при переводе во временные характеристики это соответствует постоянной времени 7950 мкс). Большая часть производителей высококачественных предусилителей посчитала, что их оборудование будет укомплектовано электропроигрывателями высокого качества, поэтому проблема рокота их не будет касаться, в силу чего требования МЭК ими были проигнорированы. Следовательно, используемый ими стандарт выравнивания частотных характеристик грампластинок фактически являлся стандартом RIAA.

Тем ни менее, на производителей аппаратуры до сих пор зачастую оказывается сильное давление на предмет изменения параметров проигрывателей, соответствующих стандарту RIAA, вводя коррекцию амплитудно-частотной характеристики в области низких частот. Такая политика определяется тем, что:

• часть ламповых усилителей мощности оказывается чувствительной к насыщению магнитного сердечника выходного трансформатора в случаях, когда на низких частотах (менее 50 Гц) поступает сигнал большой амплитуды (в том числе и от рокот-эффекта);

• НЧ громкоговорители отражательного типа очень легко перегружаются при частотах, ниже частот их акустического среза из-за слишком малого демпфирования, вызываемого движением диффузора. Для громкоговорителей отражательного типа, установленных на отражательных досках, характерна частота среза чуть ниже 100 Гц, тогда как для свободно стоящих отражательных громкоговорителей нижняя граница сдвигается до 50 Гц, или даже еще ниже;

• записи на долгоиграющих виниловых грампластинках характеризуются низкочастотным (менее 20 Гц) шумом из-за деформаций и вибраций диска проигрывателя.

Таким образом, из вышесказанного следует, что все эти проблемы могли бы быть сняты введением низкочастотной коррекции в каскаде воспроизведения аппаратуры, соответствующего стандартам RIAA.

Одним из возможных позитивных подходов к этой проблеме является возможное принятие рекомендаций МЭК относительно постоянной времени 7950 мкс, но более разумным решением было бы введение соответствующим образом рассчитанного фильтра высоких частот, имеющего на краю диапазона ослабление порядка 12 дБ на октаву, или же еще большее значение, с резонансной частотой порядка 10 Гц (так называемые резонансные рокот-фильтры для подавления НЧ шумов, определяемых несовершенством механической части проигрывателя).

Автор твердо уверен, что ни один из предлагаемых электрических способов решения проблемы не является верным, и что метод частотной коррекции RIAA мог бы быть использован единственно для коррекции записи, применяемой производителем во время технологического процесса нарезания звуковой канавки матрицы грампластинки. Плеер компакт-дисков как-то не выявил необходимости введения фильтра нижних частот с резонансной частотой 10 Гц для решения проблем, связанных с плохо сконструированными громкоговорителями или с вызывающими вопросы выходными трансформаторами. Но тогда сразу же возникает вопрос, а причем же здесь виниловые долгоиграющие грампластинки? Коробление и рокот являются в чистом виде проблемами механической части, и, следовательно, должны решаться чисто в этих рамках, а не с использованием электрических ухищрений.

Проблемы механики

К счастью для разработчиков, в механической системе проигрывателя грампластинок всегда существует механический фильтр нижних частот с ослаблением примерно 12 дБ на октаву за счет упругости системы подвеса головки звукоснимателя и фактически существующей массы тонарма совместно с головкой. Частота НЧ резонанса механической системы тонарм — головка может быть определена с использованием стандартного уравнения:

где С — гибкость (упругость) звукоснимателя в вертикальном направлении; mtotalполная фактическая масса.

Типичными значениями величин, входящих в уравнение, являются:

масса головки звукоснимателя5 г,
масса крепежных изделий (винты, гайки)1.5 г,
фактическая масса тонарма12 г,
полная фактическая масса, mtotal18,5 г,
вертикальная упругость звукоснимателя, С15-10-6 дин/см

Примечание. Используется единица силы неприменяемой в настоящее время системы (СГСЕ).

Приведенные значения относятся к одношарнирному тонарму, сконструированному для звукоснимателя с подвижной катушкой (электродинамическим или магнитоэлектрическим типом) компании Ортофон Куаттро (Ortofon Quattro), со снятым защитным кожухом. Расчет дает значение резонансной частоты, равной 10 Гц.

Было высказано предположение, являющееся достаточно обоснованным, что если будет получена более высокая (12—5 Гц) частота резонанса, то ослабление низкочастотного шума окажется более эффективным. Однако, наша жизнь протекает в реальном мире, поэтому значительное снижение массы тонарма, увеличивающее резонансную частоту, привело бы к настолько хрупкой конструкции звукоснимателя, что он оказался бы просто не в состоянии передавать относительные сильные вибрации в тонарм. Дополнительно к этому, такой звукосниматель оказался бы недостаточно жестким, и, в итоге, конечный результат почти не отличался бы от исходного. Необходимо, помимо всего, прочего учитывать еще тот факт, что даже достижение такого низкого значения резонансной частоты, как 10 Гц, означает, что характеристика воспроизведения (с учетом выравнивания по стандарту RIAA), вероятнее всего, будет иметь в зависимости от уровня демпфирования спад, равный — 1 дБ, на частоте 20 Гц.

В качестве отступления от основной темы, следует заметить, что наиболее эффективным способом снижения эффективной массы является уменьшение массы головки звукоснимателя. Однако современные тонармы имеют фиксировано устанавливаемую головку звукоснимателя, поэтому для экспериментов остается только сам тонарм. Тонарм и головка звукоснимателя с подвижной катушкой достаточно часто имеет тяжелую внешнюю оболочку, которая способна обеспечить те самые спасительные граммы веса, но только в том случае, если она может быть демонтирована без повреждения внутренних рабочих частей. Либо же, что еще лучше, при условии надежного закрепления магнитной системы удаление основания устраняет резонансные явления в кожухе. В такой ситуации держатель (кронштейн) воспроизводящей иглы оказывается полностью открытым, что облегчает формирование сигнала и регулировку (установку, выравнивание), но при этом оставляет его подверженным серьезной опасности повреждения. После того, как все факторы учтены, последнее слово остается за торговлей, наверное, поэтому часть звукоснимателей продается без защитных оболочек.

Даже в том случае, когда частота системы тонарм — головка выбрана правильно, механический фильтр нижних частот будет соответствовать предъявляемым требованиям лишь тогда, когда демпфирование колебаний на резонансной частоте происходит надлежащим образом. В теории демпфирование всегда связывается с понижением собственной частоты механических колебаний конструкции и выводом ее из области возникновения резонансных явлений. Хорошим способом демпфирования является метод, когда движущийся тонарм звукоснимателя у своего основания (шарнира) оснащен специальной лопастью, движущейся в жидкой среде, обладающей повышенной вязкостью, сглаживая, таким образом, колебания тонарма. В идеале сила торможения должна прикладываться непосредственно к головке звукоснимателя, потому, что только в этом случае происходит значительное снижении энергии, передаваемой от иглы к тонарму, и значительно снижается вероятность возбуждения резонансных колебаний в элементах, подверженных высокочастотному резонансу, но демпфирование, прикладываемое в области шарнира, как того требуют почти все конструкции унифицированных поворотных шарниров, подавляет низкочастотный резонанс также достаточно хорошо.

Условия механического демпфирования должны подбираться методом проб и ошибок и наиболее часто величина демпфирования оказывается чрезмерной: либо вязкость жидкости оказывается чрезмерной, либо оказывается завышенным ее количество. Одним из способов определить характеристики демпфирования — это начать воспроизведение грамзаписи на сильно покоробленной пластинке без использования демпфирования и наблюдать перемещения иглы при пересечении им мест коробления. Если игла подскакивает на поверхности пластинки, следует добавить немного жидкости и повторить эксперимент. Также существуют и специальные расчетные формулы для таких систем. Следует использовать как можно меньшую силу демпфирования, так как чрезмерное усиление демпфирования увеличит низкочастотный шум и вызовет проблемы с отслеживанием дорожки, проявляющиеся на высоких частотах, из-за того, что неискаженное (невозмущенное) смещение иглы тратится скорее на дефекты дорожки, а не на записанный на пластинку аудиосигнал.

Подбор параметров и правильная настройка механического фильтра высоких частот позволяет сделать два важных вывода. Первый означает, что нет необходимости использовать электрический фильтр верхних частот. Но более важным выводом является тот, что вертикальное отклонение иглы на пластинке значительно уменьшается, а искажения, вызываемые головкой, значительно снижаются.

 

 

 

Информация

 

Продолжение

Хотя данный факт, как правило, игнорируется, сопротивление проводов тонарма звукоснимателя может оказаться чрезвычайно важным параметром, особенно в тех случаях, когда подвижная катушка его головки обладает низким выходным сопротивлением согласуется с использованием трансформатора, так как переходная характеристика трансформатора в значительной мере определяется сопротивлением источника тока.

Автор измерил величину сопротивления микропровода длиной 5 м, использующегося в тонарме его проигрывателя, и обнаружил, что погонное сопротивление составляет 0,45 Ом/м. Поэтому, для стандартного тонарма, имеющего размер порядка 229 мм, будет необходим провод длиной 600 мм для каждого канала (петля к головке и обратно), сопротивление которого в итоге составит 0,27 Ом. Один метр витой пары серебряного провода с диаметром 0,7 мм, проложенного от основания тонарма до предусилителя, добавит еще 0,12 Ом, обеспечивая полное сопротивление цепи звукоснимателя 0,39 Ом. Сейчас достаточно популярны различные модификации проводов, используемых для цепи звукоснимателя, поэтому иногда ряд производителей с целью уменьшения количества соединений в цепи использует цельный микропровод, проходящий внутри тонарма, для соединения звукоснимателя с входными клеммами предусилителя. Длина такого проводника в 600 мм является типичной, следовательно, сопротивление цепи возрастает до 0,81 Ом. Для оценки полученной цифры следует отметить, что для подвижной катушки головки звукоснимателя уже упоминавшегося проигрывателя фирмы Ortofon Quattro указанное в паспорте сопротивление составляет 3 Ом.

Значительные амплитуды колебаний на высоких частотах приводят к высоким значениям ускорений для кончика воспроизводящей иглы. С целью снижения нагрузок, возникающих на звуковой дорожке грампластинки при вертикальных перемещениях иглы (сила по закону Ньютона F = та) производители звукоснимателей борются за снижение массы иглы. Наиболее эффективным способом снижения массы иглы является использование меньшего по размеру алмаза, хотя для игл и так используются самые мелкие алмазы, что делает гораздо сложнее задачу их крепления в процессе огранки и шлифования. Однако немаловажным обстоятельством является и масса катушки в головке с подвижной катушкой, поэтому эффективным способом снижения массы также оказывается уменьшение диаметра используемого провода. К сожалению, производители звукоснимателей не всегда доводят до потребителей техническую информацию, касающуюся совершенствования производимой ими продукции, поэтому сопротивление катушки, измеряемое на постоянном токе, может оказаться выше, чем указанное в технической документации. Недавно автор при измерении сопротивления на постоянном токе для звукоснимателя, имеющего заявленное номинальное значение сопротивления 6 Ом, получил величину 10,5 Ом.

 
 
Сайт создан в системе uCoz